НАРОДНОСТЬ, термин, применяющийся в рус. языке (напр., в переписи 1926) для обозначения принадлежности к народу (этносу). С нач. 1950-х гг. стал употребляться для обозначения видов этноса, характерных для раннеклассовых об-в и находящихся стадиально между племенами и нациями. Появление Н. связывалось со смешением (см. Миксация) и консолидацией племенных групп в период сложения ранних государств. Первые Н. возникли в р-нах древнейших цивилизаций - древнеегипетская, шумерская и др. В Европе сложение Н., в большинстве своем дающих начало совр. европ. этносам, началось с конца эпохи Великого переселения народов, на терр. России его начало приходится на кон. 9-10 вв. Н. часто складывались из разно-языч. компонентов, один из к-рых подвергался ассимиляции и входил в складывающийся этнос в качестве субстрата. Так, при формировании древне-русской народности, наряду со слав, племенами, участвовали балтские и угро-финские. Из
разнородных компонентов в процессе сложения Н. на основе политич. объединения в рамках единого гос-ва возникала хозяйственная и культурная (языковая, религиозная и др.) общность. При этом вошедшие в Н. компоненты могли долго сохранять этнич. специфику в качестве субэтнических групп. Самознание этническое часто вытеснялось чувством единства государств, принадлежности. Однако утрата государств, единства (напр., в т.н. период фео-дальной раздробленности) могла не приводить к распаду Н. Так., древнерусская Н. сохранила свое единство после распада Киевской Руси, при развитии своеобразия составлявших ее частей в пределах самостоят, княжеств. В дальнейшем часть Н. преобразовалась в нации, другие сохранились в виде меньшинств этнических как, например, в Рос. империи коренные этносы Севера, Сибири, Поволжья и др. В последние годы обострилась дискуссия о правомерности выделения Н. в качестве историч. типа этноса. В зап. научной литературе термина, соответствующего понятию Н., не существует.
НАЦИОНАЛИЗМ, идеология и групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противоставляемых интересам др. этносов и индивидуальным правам человека. Психологич. основу Н. составляет этноцентризм. Термин "Н." возник в эпоху Великой Французской революции как обозначение чувства приверженности своей нации (в отличие от прежней приверженности королю). В этом смысле он применяется в 19 в. Позд-нее Н. нередко приобретал агрессивный (шовинистический) характер, получив крайнее выражение в герм, национал-социализме. После 2-й мировой войны вспышки Н. характерны для регионов социальных и политич. конфликтов, в т.ч. для терр. бывш. СССР.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними. Возникал как особое направление государств, политики при сложении национальных и многонациональных государств в Европе (см. Нация). Провозглашенный Великой Французской революцией "принцип национальности", согласно к-рому кажд. народ суверенен и имеет право на создание своего государства способствовал росту национализма и сепарационных тенденций в этническом развитии Европы. При этом интересы нации обычно отождествлялись с интересами представляющего ее государства и почти неизбежно противоставлялись интересам др. этносов. В России после Окт. революции 1917 была создана концепция национально-территориальной автономии (см. Автономия национальная), предусматривающая право наций на самоопределение в пределах занимаемых территорий, вплоть до политического отделения и создания собственной государственности. При этом процесс создания национально-государств. образо-ваний не разрешил национальных проблем вследствие силь-ного территориального смешения народов (см. Территория этническая), а также часто неотчетливости самосознания этнического и др. причин. Этот подход породил рост национального сепаратизма и создал почву для этнических конфликтов. Те же проблемы характерны для нек-рых стран Вост. Европы.
В экономически развитых
странах с сер. 20 в. происходит
уменьшение роли этничности в
жизни государства, преобладающим становится направление
Н.п. на социальную интеграцию
общества при сохранении языкового и культурного плюрализма составляющих его этнических групп. При этом
этнокультурные потребности
меньшинств этнических могут
удовлетворяться путем создания
национально-культурных автономий и национальных общин-землячеств. Особыми правами могут быть наделены
народы, ведущие племенной образ жизни, в целях их защиты
от жесткого воздействия индустриальной цивилизации. По отношению к ним может проводиться патерналистская политика, состоящая в осуществлении
спец. государственных программ
в области образования, здравоохранения, социального развития
и т.п. В большинстве случаев,
однако, стимуляция развития
этноса возложена на его собств.
национальные организации. Это
направление Н.п. является нормативным для совр. международного права и доминирующих
идеологических и политич. концепций и противостоит как
тенденции к этнической гомогенизации общества путем ассимиляции этнических меньшинств, их депортаций или
истребления (геноцида), так и
тенденции к ограничению межэтнических контактов (сегрегации).
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, термин, употребляющийся в рус. языке в двух осн. значениях: 1) для обозначения принадлежности к определ. этносу (напр. в переписях населения) и 2) для обозначения совокупности людей одной национальной принадлежности, т.е. этноса В зап. лит-ре "Н." называется гл. обр. государств. принадлежность; для этнической принадлежности часто применяется термин "этнич. н."
НАЦИЯ (от лат. natip, народ), термин, употреблявшийся в Новое время для обозначения совокупности граждан одного государства в последствии ему придавалось, наряду с этатистским, и этнич. значение (Э. Ренан и др.). Ни одна из разработанных в зап. науке концепций Н. не стала общепринятой. В сов. науке Н. стали называть тип этноса характерный для Нового времени. Возникновение Н. исторически связывается со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности и образованием централизованного гoc-ва, усилением хозяйств, связей, унификацией языка и культуры. Среди признаков Н., отличающих ее от предшествовавшего ей типа народности, подчеркиваются наличие государственности или сильно развитого движения за ее достижение, экономим, общности (национального рынка), сложение и распространение литературного языка, появление национальной интеллигенции. Для европ. Н. характерно формирование в рамках централизованных ("национальных") гос-в на базе одной или неск. этнически близких народностей, однако некрые из них сложились в условиях политич. раздробленности (итальянцы, немцы). На В. и Ю.-В. Европы формирование Н. происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).
Термин "Н." и производные от него ("национальность" и др.) в зап. лит-ре сохраняют политико-этатистский смысл, преобладающий в совр. политич. обиходе.
НЕОЛОКАЛЬНОСТЬ (от греч. neos, новый и лат. locus, место), брачное поселение супругов не у мужа или жены (см. Вирилокальность, Уксорилокальность) и не в их группах (см. Матрилокальность, Патрилокальность), а на новом месте.