ИЗБЕГАНИЕ, широко распространенная в традиционных общ-вах система запретов (см. Табу), исключающих или ограничивающих межличностные контакты. И. классифицируется по характеру запретов, их интен-сивности и их объектам. Распространены запреты на лицезрение, прикосновение, разговор, прямое обращение, произнесение личных и фамильных имен, появление вместе и тл. Связанное с этим И. бывает активным (контакты вообще) и пассивным (контакты в присутствии других лиц). Объектами И. могут быть лица в определенных ситуациях (напр., считающиеся "нечистыми": менструирующие или беременные женщины), имеющие особые соц. статусы (напр, колдуны, кузнецы, неприкасаемые, правители) и принадлежащие к некоторым категориям родственников и (или) свойственников. Очень часто именно последняя группа запретов и понимается под И. в узком смысле этого слова.
Различные формы и проявления такого И. восходят к разным историч. эпохам и вызываются
неодинаковыми причинами. Так, свойственное мн. общ-вам Сибири, Поволжья, Сев. Кавказа и
др. И. между супругами, родителями и детьми, каждым из
супругов и старшими родственниками другого связывали и с
умыканием невест, и с переходом от группового брака к
индивидуальному (см. Брак и
семья), и со сменой матрилокальности патрилокальностью.
Последнее объяснение (в его
более общей форме - смены
локализации брака), видимо,
верно. И. между данными категориями родственников и свойственников в свое время создавало иллюзию того, что "незаконно" изменившаяся
локализация брака не имела
места. В дальнейшем же, в
условиях патриархата, оно приобрело новую функцию выражения младшими уважения к
старшим, а женщинами - к
мужчинам. И. или его остатки,
до сих пор сохраняющиеся у
мн. народов востока России,
нередко воспринимается как одна из народных этических традиций и поэтому изживается
Медленно.
ИЗОГАМИЯ (от греч. isos, равный и gamos, брак), брачная норма в социально стратифицированных общ-вах, предписыва ющая браки между лицами равных статусов.
ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio,
посвящение), универсально распространенный в первобытном
обществе институт перевода
подростков (гл. обр. мальчиков,
реже девочек) в возрастную
категорию полноправных членов
общины и рода (см. Возрастные классы). И. имели целью
физич. и особенно психологич.
подготовку молодежи к хоз.,
социальной, брачно-семейной и
духовной жизни общ-ва и, как
правило, сопровождались соответствующими испытаниями, посвящением в тайны и мифы
племени и тл. Нередко И.
включали в себя также операции над половыми органами -
муж. обрезание или подрезание,
жен. обрезание или клиторэктомию. Мужские И. были полнее и сложнее женских, что,
по-видимому, отражало более
ответственную хоз. и социальную роль мужчины. Менее
выраженные посвятительные обряды известны и во мн. традиционных общ-вах, преим. в
форме испытания хоз. и воинск.
навыков юношей, что сохранялось, напр., на Сев. Кавказе
(адыги, осетины, вайнахи, многие
дагестанцы). Отдаленным воспоминанием об И. является сохранившийся в иудаизме и
исламе обычай обрезания мальчиков.
ИНТЕГРАЦИЯ межэтническая (от лат. integratio,
восстановление, возобновление),
вид объединительных этнических процессов, объединение
этносов в метаэтническую общность, обычно в рамках многонациональных гос-в (напр,
"швейцарцы", "индийцы" и др.).
В странах, где сложение этносов не завершено, И. близка к
явлению консолидации.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ, см. в ст. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области.