ЭСКИМОСЫ, ю п и г ы т, ю г ы т (самоназв. - "настоящие люди"), а н к а л ы н (чукот. - "поморянин"), н ы м ы л г ы н (корякск. - "поселянин"). Числ. в Российской Федерации 1,7 тыс. чел. Живут смешанно с чукчами на вост. побережье Чукотки и о-ве Врангеля. Живут также в США (35 - тыс. чел.), Канаде (26 тыс. чел., самоназв. инуит) и на о. Гренландия (гренландцы, самоназв. каладлит, 45 тыс. чел.). Язык эскимосский, имеет три диалектные группы: навукагмит ("науканцы", живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия); унгазигмит ("чаплинцы", расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлькаль); "сиренигмит" ("сиреникцы", жители пос. Сиреники).
Яранга.
Происхождение эскимосов дискуссионно. По-видимому, их прародиной был крайний С.-В. Азии, где они были расселены более широко, чем теперь (до р. Анадырь и Чаунской губы на 3.), и откуда началось их продвижение через Берингов пролив на С.-З. Америки. С Э. связывают берингоморскую (1-е тыс. н. э.) и пунукскую (2-е тыс.) археол. культуры. Первые историч. упоминания Э. - сер. 17 в. Их часто называли "сидячими" или "пешими чукчами". До сер. 19 в. контакты с русскими были слабыми. С кон. 19 в. развиваются торг, отношения с русскими и американцами.
Традиционная одежда.
Осн. традиц. занятие - охота на мор. зверя - в осн. моржа и тюленя. Развитая до сер. 19 в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысл, китобоями. Осн. оружие - копьё и гарпун с костяным наконечником, с сер. 19 в. распространяется огнестрельное оружие. Моржа промышляли весной на плавучих льдинах, летом на байдарах или били копьём на лежбищах; с помощью хлопушки из китового уса, имитирующей голос касатки, выгоняли из воды на берег. Тюленей били гарпунами и дротиками в воде с каяков, на льду, подползая с накинутой тюленьей шкурой, подстерегали у проруби. На китов охотились коллективно на неск. байдарах с гарпунами. Охотились также на сев. оленя и горного барана с луками и стрелами, с сер. 19 в. возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приемы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и амер. Э., регулярно совершались торг, поездки на Аляску и о. Св. Лаврентия.
Деревянная табакерка.
Осн. пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Кожу кита ели сырой. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растит, пища, морская капуста, моллюски.
Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нынлю), бытовавших до сер. 19 в. В 17-18 вв. под влиянием чукчей осн. зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын'тыг'ак'). Стены яранг часто обкладывали дерном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырехугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. С кон. 19 в. у зажиточных Э. распространяются дощатые дома, покупаемые у амер. торговцев. До нач. 19 в. сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в к-рых жили неск. семей, а также проходили собрания и праздники.
Осн. средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до сер. 19 в. дугоко-пыльными и запрягались веером, затем распространилась вост.-сиб. нарта с упряжкой цугом. Лыжи-"ракетки" делались из двух планок, скреплённых на концах и разведенных в середине двумя поперечными распорками, так что получалась рама, по конфигурации близкая к овалу. Пустое пространство между планками переплеталось ремнями из нерпичьей кожи. Носок этих лыж длиною 60-70 см при ширине 15-25 см был слабо загнут и тупее задника. Планки подбивались снизу костяными пластинками, чтобы облегчить ходьбу по ледяным глыбам и по неровной местности. Лодка-каяк представляла собой решетчатый остов из продольного бруса, шпангоутов, бортовых дуг и поперечных планок, соединяющих борта. За исключением небольшого круглого отверстия сверху, остов весь обтягивался кожей. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными веслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (аняпик).
Разделка китовой туши.
До кон. 19 в. Э. носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. Наружную сторону кухлянки обычно окрашивали в цвет охры, а ворот обшивали полоской меха камчатского бобра. Затем, с развитием обмена с чукчами-оленеводами, одежда стала шиться из оленьего меха. Кухлянка (аткук) - зимой двойная, летом - одинарная, мехом внутрь - была короткой и подпоясывалась на бедрах поясом (тафси). Жен. одежда - двойной меховой комбинезон (к'алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой как мужской, так и женской была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок. По швам её украшали кусочками шерсти моржа, окрашенной в красный и синий цвета, на рукава и подол нашивали полоски цветной кожи, низ обшивали каймой из птичьих шкурок. Позднее стали шить камлейки из покупных тканей - муж. из однотонных, жен. из цветных. Голов, уборы - двойные капоры и круглые шапки из птичьих шкурок и полосок нерпичьих кишок - надевали только в дороге. Традиц. обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, муж. - до середины голени, жен. - до колена. У кожаной обуви - поршня - носок выкроен значительно больше подъёма ноги, имеет вид "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или неск. прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геоме-трич. узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.
Традиц. декоративное искусство: женщины украшали одежду и обувь, сумочки, коврики, кожаные мячи меховой мозаикой, продёргиванием ремешков через разрезы в коже, вышивкой цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером; мужчины вырезали из моржового клыка фигурки китов, тюленей, моржей, украшения в виде цепочек, подвесок, серёг, курительные трубки, ведёрки, ручки к дорожным мешкам, ножи, уключины для вёсел. Осн. узорами жен. искусства были прямоугольники, шевроны, зигзаги, треугольники, косые полоски, волнистые линии, косые крестики, каплевидные фигуры, овалы, Y-образные фигуры, напоминающие китовые хвосты, сердцевидные и Ж-образные фигуры и составленные из них крестовые розетки; орнамент на костяных предметах - точки, крестики, треугольники, ромбики, квадратики, кружочки. Известны эскимос, мастерицы Аяйя, Имаклик, Кейнемеун, М. Глухих. У истоков профес. резьбы по моржовой кости стояли резчики Хухутан и Хотырги. Совр. ведущий мастер гравировки по клыку - Василий Емрыкалн. Известны также гравер Ванкатеин, резчик Унук, скульптор-анималист Вальтыргин.
У Э. преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (аням има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили охотничью добычу. Складывалось имуществ. неравенство, особенно с развитием меновой торговли с русскими и американцами. Выделялась торг, верхушка, представители к-рой иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").
Церемониальная маска.
Э. верили в добрых и вредоносных духов (тугIныгIат). Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем мор. охоты; она изображалась на байдарах, ее дерев, изображение охотники носили на поясе. Гл. персонаж космогонич. преданий - Ворон (Кошкли), осн. сюжеты сказок связаны с китом. Осн. ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник голов, посвященный охоте на моржей, праздник кита (Полъа) и т. д. В каждом поселении был шаман или шаманка, семейными ритуалами руководила старейшая женщина. Праздники сопровождались обрядовыми танцами, игровые танцы исполнялись в разное время и по любому поводу. Сюжеты муж. игровых танцев связаны с охотой на мор. зверя и рыболовством, жен. - со сбором растений и дом. работами. Практически не подвергшись христианизации, Э. продолжают сохранять анимистические верования, шаманство, промысловые культы.
Письменность в 1932-37 на осн. лат. графики, затем на осн. рус. графики. Лит. яз. на осн. чаплинского диалекта. Известны произв. писателя Айвангу, поэтов Таисии Чухувы, Александры Париной, Юрия Анко, в т. ч. в пер. на рус., чукот. и др. яз.
После коллективизации 1930-х гг. у Э. были организованы промысловые хозяйства. Мн. традиц. занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиц. верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. После 1956 в результате сселения Э. в современные крупные посёлки, ухудшившейся экологической обстановки и воспитания детей в интернатах развились негативные явления - разрушение семейных устоев, утрата традиц. хозяйств, навыков, пьянство, снижение рождаемости. В настоящее время наблюдается подъём нац. самосознания.