ТИНДАЛЫ, и д е р и (самоназв.). Численность в Рос. Федерации ок. 10 тыс. чел. Т. - коренное нас. сев.-зап. Дагестана (Цумадинский, Кизилъюртовский, Хасавъюртовский р-ны). Говорят на тиндинском яз., имеющем диалекты. Письменность на аварском яз. Верующие - мусульмане-сунниты.
В араб, и груз, средневековых источниках народы сев.-зап. Дагестана, в т. ч. Т., известны под общим названием дудания, дидо, дидоэти. Т. упоминаются в историч. хронике Мухаммедам Рафи "Тарихи Дагестан" (14-16 вв.), Т. составляли нас. нескольких сел. общин - джамаатов (Тинди, Акнада, Ангида, Ашша и др.), к-рые были объединены в вольное общество Тиндалал (Богоз) с адм. ц. Тинди. Т. принимали активное участие в политич. событиях, происходивших в Дагестане и в Закавказье. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813 между Россией и Ираном терр. Дагестана отошла к России. В Кавказской войне 1817-64 Т. отличились мужеством и преданностью имаму Шамилю. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877.
Осн. традиц. занятия - богарное земледелие и скот-во. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, из овощных культур - тыкву, морковь. Овец разрешалось содержать только на хуторах. Кр. рогатый скот, за исключением 2-3-х зимних месяцев, также содержали на хуторах. Из домашних промыслов были развиты кузнечество, столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство. Тинди являлось одним из
торговых центров сев.-зап. Дагестана. В нач. 20 в. здесь стали появляться торговые лавки, магазины. В материальной культуре Т. много общего с аварской. Села Т. расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища (прямоугольные, двух- и трехэтажные) располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонит, комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями. Одежда Т. общекавказского типа.
Основу питания Т. в весенне-летний период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания Т. прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета.
Органами управления Т. являлись сходы вольного общества и отд. селений - джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политич. и хоз. жизни. Главой вольного общества (до введения Шамилем наибств) являлся имам Тин-динской соборной мечети, важные дела решались коллегиально с участием "достопочтенных людей общества" (мужчины 40 лет и старше), к-рые собирались каждую пятницу в соборной мечети. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом (писанными нормами обычного права) и шариатом. Социальные отношения основывались на свободе личности, ее моральной и материальной зависимости от тухума (родственной группы по отцовской линии), преданности сел. общине, вольному обществу.
Социальную основу общества Т. составляли малые семьи, объединенные в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка. Солидарность членов тухума обеспечивалась родственными отношениями составлявших его семей (предпочитались внутриту-хумные и кузенные браки). Земля находилась в собственности семьи (подворные пахотные и сенокосные участки), мечети (т. н. вакуфные земли, гл. образом пашня), всей общины (пастбища, лес). Внутрисемейные отношения характеризовали главенство мужа, уважение жены (матери детей), подчинение детей родителям, младших старшим, подчеркнуто почтительное отношение жены к родственникам мужа и наоборот. Т. придавали важное значение духовному и физическому совершенству. Как и во всем Дагестане у них был распространен культ учености, книжности. Села Тинди, Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане. Из Т. вышло много известных в мусульманском мире ученых-богословов.
Т. соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов известны обряды дождя,
солнца. Большой популярностью пользуется нар. праздник "Кьедоба", в основе к-рого шуточная импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды ("Муса бешта").
В сов. время из числа Т. вышло много учителей, врачей, специалистов и руководителей сел. хоз-ва, ученых. Наряду с позитивными процессами в жизни Т. за сов. период происходило искусственное торможение их этнокультурного развития и консолидации. Система хозяйствования, практиковавшаяся здесь после коллективизации, репрессии 1928 и 1938, насильственное переселение в 1944 части Т. на терр. Чечни негативно отразились на благосостоянии народа.