ТАТАРЫ СИБИРСКИЕ, сибиртар, сибиртатарлар (самоназв.). Численность в Рос. Федерации ок. 190 тыс. чел. (в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской обл.). Живут также в Казахстане, нек-рых странах Ср. Азии и Турции (всего ок. 20 тыс. чел.). Этнич. группы - тоболо-иртышская (включает курдакско-саргатских, тарских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар), барабинская (включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и теренинско-чойских татар), томская (включает калмаков, чатов и эуштинцев).
Язык - сибирско-тат. Имеет диалекты: тоболо-иртышский (говоры: тарский, тевризский, тобольский, тюменский, заболотный), барабинский и томский (говоры: калмакский и эуштинско-чатский). Большая часть верующих - мусульмане-сунниты. Часть Т. с. придерживается традиц. верований.
В наиб, общем виде этногенез Т. с. представляется в настоящее время как процесс смешения угорских, самодийских, тюрк, и отчасти монг. племён и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнич. общности. Появившиеся в последние десятилетия исследования позволяют конкретизировать многие моменты в проблеме происхождения Т. с. Так, поставлен вопрос о быстрой смене в лесном Прииртышье угорского нас. тюркским и лишь частичной ассимиляции остатков юж. хантов, о чём наряду с археол. памятниками свидетельствуют топонимические данные и письменные источники. Установлен факт вхождения в состав туринских татар местного мансийского компонента. Близость культуры северных бара-бинцев и хантов свидетельствует о том, что в состав первых также частично вошли угры. В целом же данные разных наук говорят о том, что основное ядро этих групп составили тюрк, племена. Проникновение тюрков в эти р-ны происходило в осн. двумя путями - с В. из Минусинской котловины и с Ю. из Ср. Азии и Алтая. Видимо, первоначально терр. заселения Т. с. заняли древние тюрки Тюркских каганатов.
В Томском Приобье определённую роль в формировании тюркоязыч. нас. сыграли кыргызские и телесские племена. Автохтонными тюрк, племенами в составе Т. с. считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно древнетюрк. племена, а не кыпчаки, появившиеся позднее (в 11- 12 вв.), составили осн. этнич. компонент на первом этапе этногенеза Т. с. В 9-10 вв. на терр. Томского Приобья продвигались кимаки - носители сросткин-ской археол. культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В составе Т. с. зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Наличие в тоболо-иргышской группе племён мрассы и кондомы указывает на их этногенетич. связь с шорскими племенами. Позднее в состав Т. с. вливались жёлтые уйгуры, бухарцы-узбеки, телеуты (в тарскую, барабин-скую и томскую группы), казан, татары, мишари, башкиры, казахи. Они, за исключением жёлтых уйгуров, и усилили кыпчакский компонент в составе татар Зап. Сибири.
Подавляющую массу сиб. бухарцев составляли узбеки и таджики, кроме того, в их составе встречались уйгуры, казахи, туркмены и, видимо, каракалпаки, а в Сибири в них вливались в отд. случаях сиб. и казан, татары. В составе пришлых поволжско-приуральских татар были казан, татары, мишари и кря-шены.
После монг. походов 13 в. терр. Т. с. входила в Золотоордынское гос-во, образованное ханом Батыем. В результате распада Золотой орды в 1-й пол. 15 в. и усиления междоусобиц прекратила свое существование и вост. часть этого гос-ва - Белая орда. Исторические судьбы Т. с. были связаны также с улусом Шейбанидов. В 14 в. выделилась Ногайская орда, занявшая степи между Волгой и Уралом и частично Зауралье.
Наиб, раннее гос. образование Т. с. - Тюменское ханство - сложилось в 14 в. с ц. в Чимге-Туре (на месте совр. Тюмени). Затем эта терр. подпала под власть Узбекской орды с Абулхайром во главе. Во 2-й пол. 15 в. власть в Тюменском ханстве захватил Ибак, выходец из улуса Шейбанидов, связанный с ногайскими мурзами. В 1495 он погиб в борьбе с местными князьями "тайбугина рода". Столицей ханства стало поселение Сибирь (или Кашлык). От него и пошло назв. Сибирского ханства, к-рое сначала существовало одновременно с Тюменским ханством, прекратившим свою историю в первые десятилетия 16 в. В 1563 власть в Сиб. ханстве захватил Кучум, убив местных тат. князей. При нем ханство состояло из мелких улусов во главе с беками и мурзами. С соседних народов - манси и хантов - собирался ясак. Рост хозяйственных и культурных связей, родственность языков и др. факторы приводили к возникновению новых надплем. этнич. общностей. В 14-16 вв. сложились осн. группы Т. с.
Татарка читинская.
Этнич. история Т. с. в рамках Русского гос-ва была непростой. Это связано с огромной терр. расселения их в Зап. Сибири, определённой разобщённостью, контактами со многими народами, со сложным социальным составом и мн. др. факторами. Постепенно стабилизировались этнич. терр. Г. с., хотя отдельные их перемещения наблюдались в кон. 19-20 вв. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщённости в составе Рос. гос-ва, существовала взаимосвязанность тоболо-иртышских, барабинских и томско-обских тюркоязычных групп, к-рая создавала возможность для развития консолидационных процессов Т. с.
В сов. период этнич. структура Т. с. мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отд. селениях сохраняются знания о тугумах - генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнич. группы. По мнению одних учёных, Т. с. - самостоят, народ, др. учёные указывают на незавершённость их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не вполне сформировавшуюся этнич. общность. Сиб. бухарцы окончательно вошли в состав Т. с. к сер. 20 в. В 1960-80-е гг. имели место активные процессы сближения и частичного смешения Т. с. с волго-уральскими татарами. Во всех переписях нас. страны в сов. время Т. с. включались в состав татар.
Татарка из фольклорной группы. Челябинская область.
Т. с. расселены в осн. в средней и юж. частях Зап. Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди рус. деревень, часть русских проживает в самих тат. селениях и составляет в них порой 15-30% всего нас. Значит, группы Г. с. живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. Былая компактность их расселения в городах в тат. слободах исчезла. В городах Зап. Сибири осели и мн. волго-уральские татары. Все тюрк, группы, относившиеся к Г. с., в кон. 17 в. насчитывали 16 тыс., в кон. 18 в. - св. 29 тыс., в кон. 19 в. - св. 47 тыс. чел. Числ. сиб. бухарцев составляла в нач. 17 в. 1,2 тыс., в кон. 19 в. - 11,5 тыс. чел. Числ. волго-уральских татар-переселенцев в Сибирь вплоть до 1860-х гг. росла медленно: в 1858 их было на Зап.-Сибирской равнине всего 700 чел. К 1897 их кол-во возросло до 14,4 тыс. чел. По переписи 1926 Т. с. насчитывалось 90 тыс., а всех татар (т. е. включая волго-уральских) - 118,3 тыс. чел.
Традиц. занятия - земледелие (у нек-рых групп оно существовало до прихода в Сибирь русских) и скотоводство. У барабинских татар большую роль играло озерное рыболовство, а у сев. групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. На лесостепных участках, а также на богатых разнотравьем солонцах в степи, возможно, было занятие скотоводством. Разводили кр. рогатый скот и лошадей. В юж. части региона выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо.
Ремёсла - кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка (тюменские и ясколбинские татары), вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в с. хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и др. заводах), извозом, т. е. перевозкой купеческих грузов на своих лошадях из Тюмени в Ирбит, Семипалатинск и даже в Верный (Алма-Ату), из Тары - на восток вплоть до Верхнеудинска, на юг до Чугучака и Кульджи, на запад до Нижнего Новгорода, из Тобольска в Екатеринбург (Свердловск), Шадринск, Семипалатинск, Петропавловск, Тюмень, из Томска - в Красноярск, Иркутск, Тару, Тобольск, Ирбит и др. города.
Общественный уклад на протяжении веков существенно менялся. В период Сиб. ханства существовала соседская территор. община, при наличии у барабинцев, ясколбинцев и др. традиций родо-плем. отношений, исчезнувших с присоединением Сибири к Рос. гос-ву. Осн. массу тат. нас. Зап. Сибири до реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце 1-й четверти 19 в., составляли ясачные - рядовые общинники. Помимо них среди Т. с. были группы служилых татар-казаков, захре-бетных (зависимых) татар, оброчных чувалыциков (платили подать с чувала-печи), а также категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др. По "Уставу об инородцах" 1822 почти все Т. с. и сиб. бухарцы были переведены в категорию оседлых инородцев. Социальный и проф. состав татар Сибири в сов. период существенно изменился. Группы руководителей, специалистов, служащих, механизаторов, квалифицированных рабочих составляют среди барабинцев более 50%, а среди тоболо-иртышских и томских татар - 60% всего сел. нас.
Осн. формой семьи у Т. с. в 18 - нач. 20 вв. была малая семья (в среднем по 5-6 чел.). Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина - дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешиваться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты и т. д. Положение женщины в семье было приниженным. Это проявлялось в отсутствии (часто) права выбора жениха, в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в многоженстве, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице и др. В наст, время семья состоит из двух (реже из трех) поколений и насчитывает 3-5 чел. Сохраняется понятие "глава семьи", но в большинстве семей дела решаются сообща. Положение женщины в семье и обществе изменилось. Исчез обычай выдачи девушек замуж без их согласия.
Браки заключались через сватовство, добровольный уход и насильственное умыкание невесты. Осн. этапами первой формы брака (остальные формы брака в сов. период исчезли) были сватовство (кыс сурату), сговор о калыме и приданом, совет о проведении свадьбы (кин-гаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом родителей невесты (салом), перевоз молодой в дом мужа (куч), визит новобрачных в дом родителей молодой (турген). Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители, существовали ограничения на браки с родственниками - такие браки считались возможными только в третьем поколении.
В качестве средств передвижения
использовали лошадей для верховой езды и запряжки их в сани, телеги, брички. Тат. и бухарские купцы пытались использовать для перевозки товаров верблюдов, но это животное в здешних суровых условиях не закрепилось. Пользовались также лыжами (цанга, чанга) - голицами и подволоками, ручными нартами (цанак, чанак), долблеными и дощатыми лодками (кеме, кима), плотами (сал).
Свои селения называли аулами или юртами, среди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак.
Для деревень Т. с. характерны приречные и приозерные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. В конце 19 - нач. 20 вв. для большинства их поселений характерной являлась правильная прямолинейная планировка улиц. В нек-рых пунктах прослеживались и др. черты - кривизна улиц, повороты, закоулки, некоторая разбросанность жилищ и т. п. Дома ставили по обе стороны улицы, редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя застройка. Из зданий общественного назначения выделялись мечети. Как правило, они были деревянные, но в отд. селах (например, в с. Ембаево Тюменского округа) были построены из кирпича. В селениях - волостных центрах находились здания волостных правлений (отдельная изба или пятистенный дом). Из др. зданий выделялись почтовые станции в притрактовых деревнях, помещения училищ, частные магазины, лавки, кузницы.
В 17 в. бытовали в качестве жилищ землянки и полуземлянки. Но издавна Т. с. известны были наземные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные юрты в 17-18 вв. были низкие, имели небольшие двери (пролезали в них на корточках), без окон, дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее строили дома по образцу русских, нек-рые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома. В интерьере домов Т. с. в каждой группе были свои особенности, но центральное место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах были еще столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась др. мебель - шкафы, стулья и т. п. Отапливались дома печами - чувалами с открытым очагом, но нек-рые татары пользовались и рус. печами. С внешней стороны лишь немногие дома украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрич. орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом.
Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь. В дореволюц. время мн. деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились рус. дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.
Из жен. гол. уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда - бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади. Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др. В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетки, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.
В пище преобладали мясо-молочные продукты. Молочные продукты - сливки (каймак), масло (май), творог разных видов (эремцек, эцегей), сыр (курт), особый вид простокваши (катык), напиток айран (разведенный водой катык) и др. Мясо - баранина, говядина, конина, домашняя птица; свинину не употребляли; из диких животных - зайчатина, лосятина. Владели искусством изготовления из конского мяса колбас (казы), в том числе и копченых, вяленого мяса. Супы: мясной (шурпа), пшенный (тарык урэ), перловый (куцэ урэ), рисовый (корец урэ), рыбный, мучные - из лапши (онаш, сал-ма, умац), жидкого теста (цумара) и поджаренной на масле муки (пламык). Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке, из мучных блюд ели лепешки (пэтер), пшеничный и ржаной хлеб, баурсаки - крупные, жаренные в масле кусочки из сдобного теста, сансу (вид баурсаков) - жаренные в масле длинные ленты теста ("хворост"), пироги с разными начинками (пэрэмэц, балиш, сумса), блюда наподобие блинов (коймак), халву (алюва) и др. Напитки: чай, айран, частично кумыс, нек-рые виды шербета и др.
Из нар. праздников ежегодно отмечают сабантуй - праздник плуга. Срок его проведения совпадает теперь всегда с завершением посевных работ. В прошлом в комплекте игр и состязаний, проводившихся на сабантуе и др. нар. праздниках, обязательными были конные скачки и борьба, бега, прыжки в длину, перетягивание друг друга за палку, доставание из таза с молоком губами монеты, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и др.
Среди Т. с. в прошлом активными видами отдыха были различные игры: в бабки (аналогична игре рус. населения), жуга (мужчины вставали вокруг центрального игрока и старались сбить с него шапку, тот должен был проявить свою силу), в "яички" (нужно было прокатить связанный из шапок шар и не сбить яйца, выставленные в одну линию на расстоянии ладони друг от друга между двумя столбами), в городки и др.
В фольклоре бытуют сказки, легенды, пословицы, загадки, народные песни, к-рые делятся на короткие песни-четверостишия, лирические, плясовые песни, частушки, исторические песни (байты). Их исполнение сопровождалось игрой на нар. музыкальных инструментах: курай - деревянная дудка, кобыз - язычковый инструмент из металлической пластинки, бубен - ударный инструмент, гармоника, двухструнный смычковый инструмент из дерева, вытесненный затем скрипкой. Историч. песни сочинялись и записывались грамотными татарами на бумагу.
Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют ураза (рамазан) и курбан-байрам. В нек-рых деревнях Т. с. еще во второй пол. 19 в. действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х гг. встречались шаманы (камы), к-рые лечили больных и камлали во время жертвоприношений. Из домосульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологич. представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей).
Система образования первоначально сложилась в форме обучения на дому: учителями были муллы, грамотные сибир. татары либо пришельцы из европ. губ., выдававшие себя за знатоков араб. яз. Во второй пол. 19 в. дети нек-рых сел и деревень учились в мусульманских нач. училищах (мектеб), в медресе, расположенных в отд. городах Сибири (Томске и др.) и единичных крупных селах, напр, в юртах Ембаев-ских Тюменского окр. Часть тат. детей обучалась в рус. школах и гимназиях. В первые три десятилетия сов. периода во всех тат. деревнях Зап. Сибири действовали школы, обучение в которых проходило на татарском яз. Такие же школы были и в ряде городов - Таре, Тобольске, Тюмени, Томске и др. Существовали и татарские педагогические училища (в Томске, Тюмени, Тобольске и др.). В 1920-х гг. в Сибири выходили газ. на тат. яз., в городах и селениях открывались библиотеки, имевшие лит-ру на тат. яз. В последующие десятилетия увеличение знания русского языка, реальная возможность путем его владения повысить уровень своего образования и образования детей приводит к отказу Т. с. от обучения детей на тат. яз. С сер. 1980-х гг. начался пересмотр нац.-языковой политики в системе образования и всей культуры тат. нас. сибир. региона. В настоящее время в ряде сельских и городских школ ведётся изучение тат. яз. В Томском ун-те организована группа студентов, изучающих тат. яз. и тат. лит-ру.
В просвещении сибирско-тат. нас. немалую роль играют различ. культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки и др.), тат. центры культуры, тат. пресса. Появилась первая газета на тат. яз. "Янариш" ("Обновление") в Тюменской обл., в Омской и Тюменской обл.; ведутся передачи областного радиовещания на тат. яз. Т. с. внесли вклад в развитие культуры своего и др. народов, в науку, лит-ру, иск-во. Среди местных татар было немало талантливых сказителей: С. М. Зайнитдинов (1854-1927), житель д. Яланкуль (нынешнего Болыиеречен-ского р-на Омской обл.), в первой пол. 20 в. расцвел талант сказителя и собирателя сказок В. Ярмухамедова (1884--1967), родившегося в юртах Турбин-ских Тобольского округа. В жизни Т. с. видную роль играла тат. письменная культура, в развитии к-рой приняли участие тобольчанин А. Маметов (встречавшийся с А. Н. Радищевым), Н. Атно-метов - составитель изданного в 1802 "Букваря татарского и арабского письма", учитель Тобольского главного нар. училища, М. Юмачиков - учитель медресе юрт Ембаевских, издавший две книги на араб, яз., Ханифа Ниязова - учительница г. Тары, поэтесса, и др. Пропагандой различных знаний среди Т. с. занимался тобольчанин X. Ченбаев, переведший с рус. на тат. яз. ряд научно-популярных брошюр и издававший их в 1911-17. Сибирский бухарец Г. Г. Ибрагимов (1857-1944) был автором многих книг и брошюр, в т. ч. книги "Чулпан йолдызы" ("Звезда Чулпан"), изданной в Стамбуле в 1895 и затем в Петербурге в 1907, статей "Автономия или идараи-мохтарият" ("Автономия или самоуправление"), "Мэхкэмэ-и-шэргия" ("Духовное собрание"), "Краткая программа думской мусульманской трудовой фракции", путевых заметок путешествия в Монголию, Маньчжурию, Японию, Корею, Китай, Турцию, изданных в Стамбуле в сборниках "Сираты Мустаким" и затем отдельной книгой "Мир ислама", принесший ее автору широкую известность в странах Востока и России.
Значит, изменения в культуре Т. с. произошли в сов. период. Наряду с утратой части нац. явлений культуры заметное развитие получили устное нар. творчество, народно-декоративное иск-во, нар. музыка, хореографич. нар. знания, нек-рые сферы профес. культуры. Культурное взаимообогащение особенно заметно у Т. с. с казахами и поволжско-приуральскими татарами. Общие черты в культуре и быте татар Зап. Сибири распространяются также благодаря процессам культурного влияния и взаимообогащения между ними и русскими. Наблюдаются также распространение у них общих интегрированных черт европ. культуры, модернизация этнокультурного облика татар.
Из тоболо-иртышских татар (бухарцев) вышли М. С. Булатов - доктор арх-ры, исследователи в области истории, этнографии и фольклора татар доктора наук Ф. Т. Валеев, X. X. Ярмухаметов и др. ученые. Из Т. с. вышли талантливая балерина и выдающаяся исполнительница нар. танцев нар. артистка
СССР Г. Б. Измайлова (Ташкент), дирижер оркестра Большого театра, профессор Ф. Ш. Мансуров, чемпионка мира по
художеств, гимнастике Галина Шугурова (Омск), писатель Якуб Замкиев -
автор романа "Иртеш таннары" ("Иртышские зори"), поэт Булат Сулейманов.