СЕЛЬКУПЫ. Численность в Российской Федерации 3564 чел.. (1989). Живут в Красноселькупском р-не Ямало-Ненецкого авт. округа и др. р-нах Тюменской области (1632 чел.), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском р-нах и сел. терр. Колпашевского горсовета Томской обл. (1347 чел.), небольшая группа в Туруханском р-не Красноярского края.
Исторически в составе С. различаются две территориально изолированные группы - сев. и юж.
Юж. (нарымские, или среднеобские) С. являются прямыми потомками нас. кулайской археол. культуры, существовавшей в Ср. Приобье в 5 в. до н. э. - 5 в. н. э. С этой историко-культурной общностью совр. исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой группы. Непосредственными преемниками кулайцев в Ср. Приобье, по мнению археологов, являлось нас., создавшее рёлкинскую археол. культуру (6-8 вв. н. э.). Мн. элементы хоз. уклада, орудий труда и быта рёлкинцев сопоставимы с селькуп, этногр. материалом.
Сев. С. образовались в результате ухода в 17 в. части самодийского нас. со Ср. Оби на С. в бассейн верх. Таза и лев. притока Енисея р. Турухан; окончат, этнич. оформление этнографич. группы сев. С. завершилось лишь в 19 в. Наряду с собственно селькуп, компонентом в состав сев. С. вошли семьи энецкого, кетского и хантыйского происхождения.
Совр. самоназв. сев. С. - селькуп (на р. Таз) или ш о л ь к у п (р. Турухан) - "таёжный человек". В дорево-
люц. этнографич. лит-ре они (как и юж. С.) именовались обычно остяк о-с а-моедами, остяками.
Юж. С., в составе к-рых различалось неск. этнотерриториальных групп, имели др. самоназв. Жители бассейнов обских притоков Тыма и Парабели называли себя чумыль-куп - "земляной человек", обитатели бассейна Кети (правый приток Оби) - суссе кум или шош кум - "таёжный человек".
Самоназв. С., введённое в 1930-е гг., o первоначально было принято только сев. группой. В Томской обл. у юж. группы этого народа оно утвердилось только в последние два десятилетия.
В селькуп, яз. выделяются шесть диалектов и два переходных говора. Попытки создать единый литературный язык (на основе сев. диалекта), предпринятые в 1930-е и послевоенные годы, потерпели неудачу. По данным переписи 1989, рус. яз. в качестве родного яз. назвали 50,6% С.
Русские обосновались на Ср. Оби в кон. 16 в. В эту эпоху там существовало селькуп, объединение, известное из архивных документов под именем Пегая орда во главе с князцом Воней. Воня длительное время отказывался признавать власть рус. царя и вносить ясак в гос. казну. Лишь с основанием Нарымского острога (1596) русские сумели закрепиться на Ср. Оби и обложить С. данью.
В нач. 18 в. было осуществлено крещение томских С. Под Нарымом возникла даже целая деревня - Новокрещеново, где поселились С., принявшие христианство и пожелавшие жить по рус. образцу.
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. рус. переселенческий поток на С. Томской губернии принял массовый характер. Под влиянием русских нарым. С. стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество (посадки репы, картофеля, гороха). Из домашнего скота в х-вах С. преобладали лошади и коровы. Овцы и свиньи встречались относительно редко. Общие размеры скотоводч. х-в были невелики. По данным, относящимся к нач. 20 в., С., жившие по р. Кеть, имели в среднем на одно х-во 1,27 гол. лошадей, 2,77 коровы, 1,76 мелкого рог. скота, 0,25 свиней. Осн. направлениями хоз. деятельности С. являются охота и рыболовство. Гл. объект пушной охоты в тайге - белка. В прошлом в лесах по pp. Тыму, Пара-бели, Васюгану С. охотились на соболя, применяя в качестве ловушек сети и капканы. Сев. С. добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки - пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре - дикий олень, гл. обр. с помощью ружья. В прошлом на лося настораживали самострелы.
Водоплавающую птицу (гусей и уток) прежде промышляли луком, ныне из ружья. Линных гусей по осени загоняли в сети, к-рыми перегораживали выходы из озёр и заливов. Для добычи боровой дичи употреблялись разл. разновидности деревянных ловушек: черканы, клепцы, плашки. Куропатку добывали силками, сплетёнными из кон. волоса.
В качестве транспортных животных в сев. тайге и тундре С.-охотники использовали оленей. В тайге широкое распространение имела ручная нарта. Обыкновенно охотник сам тащил нарту с помощью ременной петли, надевавшейся на плечо, и потяга, привязанного к передку нарты. Иногда тащить нарту ему помогала собака.
Осн. средством передвижения в тайге зимой являлись лыжи из ели или кедра, подбитые снизу оленьим камусом или шкуркой выдры. Вместо палок при ходьбе на лыжах С.-охотники использовали деревянный посох. Из совр. средств транспорта широко применяются снегоходы типа "Буран".
Совр. охотничий промысел развит гл. обр. на С. селькуп, региона. Среди томских (среднеобских) С. профессиональных охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысловой охоте занимает добыча водоплавающей птицы и боровой дичи.
Рыболовство - второе по значению хоз. направление С. Зимой рыболовецкие бригады промышляют в осн. щуку на озёрах. В летнее время местами рыболовного промысла становятся реки. Осн. орудия рыбодобычи - ставные невода и сети промышленного произ-ва, а также традиц. способы лова - запоры, котцы, морды и др. ловушки, изготовленные из тальника, лиственных реек и кедровой коры. С помощью запоров и деревянных ловушек С. в нач. лета добывают щуку и язя, а в июле- августе-белую рыбу: муксуна, щокура, .сига. В прошлом применялись также крючковые снасти - жерлицы с поплавками. Бытовали способы добычи рыбы с помощью остроги (в ночное время при свете факелов) и из лука - гл. обр. щук.
Наиболее распространённое средство водного транспорта - обласок (челнок, долблённый из цельного ствола кедра или осины, с однолопастным веслом). Совр. рыболовецкие бригады селькуп, совхозов оснащены катерами и моторными лодками.
Оленеводство распространено только в сев. ареале расселения С., в тазовско-туруханском регионе. Селькуп, оленеводство - таёжного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений оленей сравнительно невелики. Каждая оленеводческая бригада обслуживает стадо размером в 1000-1200 голов.
В прошлом для тазовско-туруханского региона характерен вольный выпас оленей в летнее время с использованием сараев с сооружёнными в них дымокурами. В сараях олени укрывались от комаров. Выпасались в этот период животные без присмотра пастухов. Чтобы олени далеко не расходились по лесу, к их шеям привязывали колокольчики, а на переднюю ногу надевали деревянную доску с отверстием - "башмак". Ныне такой способ выпаса используют только владельцы личных стад. Собак при пастьбе оленей С., в отличие от ненцев, не применяют.
Оленеводство заимствовано С. от сев. соседей - ненцев и энцев. Селькуп, нарты по своей конструкции отличаются от ненецких лишь ббльшим наклоном копыльев и несколько зауженным сидением. Для езды по тайге С., подобно лесным ненцам и энцам, используют привязанную к передку нарты деревянную дугу - баран. Селькуп, способ запряжки оленей в нарту и оленья упряжь практически не отличаются от ненецких.
Традиц. соц. организация С. - явление сложное и ещё недостаточно изученное. В прошлом у С. устанавливаются следы бытования родового и фра-триального деления. По материалам 1-й пол. и сер. 19 в., сев. С. состояли из двух экзогамных объединений - фратрий, первое из к-рых именовалось "орла половинный род", второе - "кедровки половинный род". Фратриальное деление выявляется и у юж. (тымских) С., в составе к-рых прослеживается неск. кровных родов с тотемич. назв. "вороний", "медвежий", "лебяжий", "глухариный", "журавлиный" и др. Судя по фольклорным материалам, некогда все эти роды имели в общественной собственности охотничьи и рыболовные угодья.
Уже с кон. 19 в. во всех регионах расселения С. осн. обществ, единицей становится соседская община, объединявшая х-ва, принадлежавшие к разл. этно-территориальным группам и связанные между собой не кровным родством, а соседскими узами. Общинники совместно пользовались охотничьими угодьями, устраивали коллективно заграждения на реках - запоры для ловли рыбы, добывали осенью линных гусей. Прочно бытовали обычаи соседской взаимопомощи, согласно к-рым семьи, лишившиеся кормильца, престарелые и одиночки имели свою долю во всех коллективных промыслах.
Общественное неравенство, развившееся в селькуп, среде ещё до вхождения Нарымского края в состав России и выразившееся в выделении правящей военной верхушки - князцов, было закреплено рус. администрацией, а после принятия "Устава об управлении инородцами" приобрело статус закона. Согласно Уставу на всей терр. расселения С. были созданы адм. волости (роды), во главе к-рых стояли князцы и старшины. В их функции входил сбор ясака - дани, поступавшей в пользу императорской фамилии, вносившейся шкурками пушных зверей (соболей, куниц, песцов, белок) или деньгами. Они же занимались разбором конфликтных ситуаций, связанных с наследованием имущества, зем. и долговыми спорами, хищениями и т. п. обстоятельствами, руководствуясь нормами обычного права, традиц. нравственными установками и обществ, моралью. Царская администрация всячески поощряла этих людей. Им преподносились подарки в виде одежды и продуктов. Они освобождались (полностью или частично) от уплаты дани, члены их семей переводились из разряда бродячих инородцев в гос. крестьян. После революции, когда прежние органы адм. управления были упразднены, в местах расселения С. были созданы туземные (впоследствии сел.) советы, организованные по образцу соответствующих местных сов. органов центральной России.
С. принадлежат к числу народов, материальная культура к-рых испытала существенное влияние соседних этнич. групп. Древними селькуп, жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки - карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. От реки в землянку вёл узкий коридор. Сбоку от входа располагался очаг. Проникали в землянки со стороны реки, подплывая к входу на лодках.
В 19 в. селькуп, селения - юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиц. зимнее жилище томских (нарымских) С. - землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Крыша покрывалась дёрном и засыпалась землёй. Для обогрева использовали чувал - очаг с трубой, сооружённый из жердей, обмазанных глиной. Иногда чувал заменяла русская печь. В юртах, расположенных по берегам р. Кеть, С. жили в бревенчатых срубах без потолка и с земляным полом. В качестве очага использовался чувал, окна нередко были забраны стёклами. Летним жилищем нарымским (томским) С. обычно служили балаганы, выполненные из жердей, с покрытием из березовой либо еловой коры. Очаг в таком жилище обычно выносной и располагался поблизости от него. Его роль выполнял обыкновенный костёр, раскладывавшийся под открытым небом. На нём готовили пищу, кипятили чай. Для выпечки хлеба использовали особые глиняные печи, сооружавшиеся под навесом. Иногда летним жилищем служила крытая лодка. Зимнее жилище сев. С. представляло собою поставленный над четырехугольной ямой бревенчатый сруб. Крыша такого жилища обкладывалась дёрном. Дверь навешивалась на кожаных ремнях, стекло единственного в жилище окна заменяла льдина.
С.-оленеводы, живущие в Тюменской обл. и Туруханском р-не Красноярского кр., используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем сев. С. служит тот же чум с покрытием
из тиски - вываренных и сшитых между собою кусков бересты - или брезента.
Мн. совр. селькуп, семьи проживают в посёлках в домах рус. типа, выполненных из бруса и крытых железом, шифером или дранкой.
Зимней одеждой мужчинам и женщинам у сев. С. служила парка - распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, и штаны, изготовленные из выделанной оленьей замши - ровдуги, а женщины - домотканые платья. В сильные морозы оленеводы надевали поверх парки сокуй - глухую одежду, сделанную из оленьих шкур мехом наружу с пришивным капюшоном. Этот вид одежды был заимствован С. у ненцев. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы, изготовленные из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. В летнее время носили те же парки или малицы ненецкого типа. Летняя обувь изготовлялась из ровдуги. Широкое распространение среди С. имели сапоги рус. покроя. Летними головными уборами и мужчинам, и женщинам служили платки, повязываемые в виде косынки или тюрбана.
Среди нарым. С. уже в 19 в. распространились одежда и обувь рус. покроя из покупных тканей: рубахи и брюки - у мужчин, платья и сарафаны - у женщин. Сарафаны обычно носились с поясом, сплетённым из цветных ниток. Зимней одеждой мужчинам служили тулуп или суконная парка, женщинам - шуба из беличьих лапок. В прошлом летнюю обувь С. изготовляли из кожи осетра или стерляди, но уже в 19 в. её полностью заменили сапоги рус. образца.
Совр. одежда нарымских С. исключительно покупная. Сев. С.-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.
В прошлом С. питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку - порсу. Рыбу солили, варили, сушили, квасили в ямах вместе с ягодами. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у сев. группы С. - изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, разл. лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в 19 в. в пищевой рацион С. вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы, сливочное масло.
Как и у др. самодийских народов, традиц. иск-во С. представлено орнаментацией, выполнявшейся на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, реже - деталях одежды.
Разнообразными жанрами (героич. песни, ист. предания, сказки, загадки, поговорки) представлен селькуп, фольклор. У совр. С., особенно С. Томской области, мн. фольклорные произведения исполняются на рус. яз.
Из муз. инструментов у С. бытовали варган - губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. Оба эти инструмента распространены в юж. части ареала расселения С. У сев. С. был известен только шаманский бубен.
Для С. характерны были анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом, творцом являлся Ном, олицетворявший небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. Через посредство своих духов-помощников - лоз он похищал души людей, насылая на них болезни. Для борьбы с болезнями С. обращались к шаману, духи к-рого вступали в борьбу со злыми духами и, если они побеждали, человек выздоравливал. Своеобразным селькуп, обрядом было оживление бубна. Это действо происходило весной и продолжалось до десяти дней. Во время церемонии происходило оживление бубна, превращавшегося в оленя, на к-ром душа шамана совершала путешествие в т. н. страну семи солнц - обиталище Нома и затем возвращалась обратно. Шаман принимал активное участие в похоронном обряде. Гробами служили долблёные стволы деревьев, лодки. Если покойного закапывали в землю, то на могиле устанавливали деревянный сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев, обычно кедров. С покойниками, подобно др. самодийским народам, С. клали их имущество, к-рое предварительно приводили в негодность.