ЛАТЫШИ (от нем. леттиш, "латышский"), латвиеши (самоназв.). Числ. в Российской Федерации 46,8 тыс. чел., из них в Москве - 3,9 тыс. чел., Омской обл. - 3,2 тыс. чел., Башкирии - 2 тыс. чел., Новосибирской обл. - 1,2 тыс. чел., Томской обл. - 1,1 тыс. чел., осн. нас. Латвии (1387,8 тыс. чел.). Живут также на Украине (7,1 тыс. чел.), в Литве (4,2 тыс. чел.), Казахстане (3,4 тыс. чел.), Эстонии (3,1 тыс. чел.), Белоруссии (2,7 тыс. чел.), Узбекистане (1,1 тыс. чел.), а также в Канаде (25 тыс. чел.), США (20 тыс. чел.), Австралии (20 тыс. чел.), Швеции (5 тыс. чел.) и др. Общ. числ. 1550 тыс. чел. Говорят на латышском яз. Осн. диалекты - средне-лат. (легший в осн. лит. яз.) и верхне-лат., или латгальский. Письменность с 16 в. на осн. латинской графики. Верующие в осн. лютеране, на В. Латвии - католики.
Традиционные костюмы.
Предки Л. - др.-балт. племена, пришедшие в басе. pp. Вента, Лиелупе (Аа), Даугава, Гауя в кон. 3-2 тыс. до н. э. К 1 тыс. н. э. образуются родств. племенные группы: курши (корсь др.-рус. летописей), латгалы (летьгола), земгалы (зимигола, зимегола), селы, поддерживавшие тесные связи с др. балт. племенами - литовскими, жемайтскими, др.-прусскими, а также с вост. и зап. славянами. В 10-12 вв. на землях латгалов возникают первые гос. образования - княжества Талава, Ерсика и Кокнесе. С кон. 12 в. началась нем. колонизация Латвии, завершившаяся включением ее в земли Ливонского ордена и др. немецких княжеств. На терр. Латвии распространилось католичество, с 20-х гг. 16 в. - протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее - Речи Посполитой; в 1629 зап. часть отошла к Швеции. В 18 в., в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия присоединена к Российской империи и включена в Кур-ляндскую (Курземе и Земгале), Лифляндскую (Видземе) и Витебскую (вост. Латвия) губ. С 1860-х гг. Латвия превращается в р-н развитой пром-сти и торговли; растет гор. население, в осн. за счет притока обезземеленных крестьян, формируется нац. интеллигенция и проф. культура. В 1920 Латвия получила независимость, в 1940-90 - Латв. ССР в составе СССР.
Осн. традиц. занятия - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, конопля, бобовые, картофель, свекла, в Латгалии - лен) и животноводство (кр. рог. молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье - рыболовство; развивается садоводство и пчеловодство. Традиц. ремесла - обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество, вязание, вышивка, керамика.
Традиц. поселения - однодворки (виенсета), на В. - небольшие деревни (циемс, саджа). Жилые и хоз. постройки - срубные с двускатной крышей. Традиц. жен. костюм - длинная тунико-образная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне) с круглыми брошками (сакта), полотенчатые голов, уборы, девичьи венки; муж. - рубаха, штаны, кафтан. Традиц. пища - каши (биезпутра), похлебки (путра) из круп и овощей, картофель, молочные продукты.
Начало эмиграции Л. с коренной терр. в Россию, Литву, Пруссию, Польшу связано с нем. вторжением и последующими войнами на терр. Латвии. Часть местного нас. во время войн уводится в плен, в т. ч. в Россию. С включением Латвии в Российскую имп. миграция Л. на В. становится устойчивой и нарастающей.
Первой лат. колонией в России стал поселок Рыжкове (первоначально Рижская) в Тобольской губ., основанный ссыльными поселенцами - участниками крестьянского восстания 1802. В дальнейшем ссыльные участники крестьянских волнений 1818, 1819, 1841 образуют колонии Вецрига (Старая Рига) в Омской губернии и Леяс Буланка (Ниж. Буланка) на Ю. Енисейской губернии.
Массовое переселение лат. крестьян на В. начинается после отмены крепостного права в Курляндской (1817) и Лифляндской губ. (1819) и завершения земельной реформы (1832). В 1840-е гг. возникают лат. колонии в Псковской губ., в 1860-е - в Белоруссии, Санкт-Петербургской, Воронежской, Костромской губ., в Поволжье, на Дону и Кубани, в 1870-е - в Тамбовской губ., в 1880-е - в Тверской, Калужской губ., Башкирии. В 1897 за пределами Латвии в Российской империи проживает 112 тыс. Л., их числ. продолжает увеличиваться. К 1917 существует 516 лат. колоний, из них осн. до 1860-х гг. - 6, в 1860-х - 40, в 1870-х - 42, в 1880-х - 101, в 1890-х - 189, в 1900-09 - 102, 1910-17 - 37. В связи с окончанием строит-ва Транссибирской ж.-д. магистрали с сер. 1890-х гг. растет приток Л. в Сибирь и на Дальний Восток, где были более льготные условия приобретения земли. После отмены крепостного права в Витебской губ. (1861) и аграрной реформы 1906-16 сюда устремляются крестьяне Латгалии (в осн. в Томскую и Красноярскую губ.). Самое отдаленное лат. поселение - Латвия, основанное в 1909 выходцами из Курземе на Тихоокеанском побережье к С. от Владивостока. После революции 1905-07 и в начале 1-й мировой войны в Сибирь прибывают более 3 тыс. Л. - политич. ссыльных. К 1917 в Сибири существует 207 лат. колоний, из них с 1890-х гг. возникло 192. Во мн. колониях Л. жили совместно с эстонцами, финнами и др. выходцами из зап. губерний, а также с местными жителями.
В колониях преобладал однодверный тип поселения, в т. ч. среди выходцев из Латгалии. В многонаселенных колониях были церкви, школы с преподаванием на лат. яз. Если позволяли клима-тич. условия, усадьба строилась по традиц. плану: первой ставилась баня (пиртс) или рига (рия), первоначально используемые для жилья, затем хлев (кутс) и в последнюю очередь жилой дом (дживояма мая). Разбивался фруктовый сад. Постройки в степных р-нах - те же, что у местного нас. Частично перенимаются местные занятия, напр, охота, произ-во древесного угля, смолы, лыка и др. в Башкирии и Сибири. Сохраняются традиц. ремесла, кухня, одежда - по праздникам. Семьи в осн. этнически однородные.
Традиционная усадьба.
С нач. 19 в. Л. появляются в городах России: военные, ремесленники, квалифицированные рабочие, интеллигенция. Среди них публицист, один из основателей Общества для содействия русскому торговому мореходству К. Валдемар (с 1858 по 1891); композитор, преподаватель Петербургской консерватории, ученик Н. А. Римского-Корсакова Я. Витол (с 1886 по 1918); скульптор, преподаватель Петербургского училища технич. рисования Штиглица Г. Шкилтер (с 1905 по 1918) и др.
Новый толчок для эмиграции Л. в Россию дала 1-я мировая война - безработных пром. рабочих, беженцев из прифронтовой полосы, рабочих и инженеров 523 заводов, эвакуированных из Латвии, с семьями, размещенных в Петрограде, Москве, Ниж. Новгороде, Костроме, Самаре, Саратове, Харькове, Екатеринославе и др. Из 880 тыс. Л., проживавших в России к 1917, 600 тыс. чел. составляли беженцы и 100 тыс. чел. - эвакуированные. Наличие среди беженцев большой группы интеллигенции создает условия для развития обществ, жизни переселенцев. На съезде беженцев (Петроград, 1915) образован Центр, комитет помощи беженцам, к-рый создал отделения в 260 городах. Продолжали работать эвакуированные уч. заведения: Рижский политех, ин-т, гимназии, реальные училища, открываются новые школы. Культурную жизнь организуют лат. об-ва в Москве и Петрограде, Всероссийское об-во латышских писателей и деятелей искусства в Москве. Издаются газеты, журналы и книги на латыш, яз., в Москве и Петрограде работают латыш, театры, проводятся концерты нац. музыки.
Традиционная народная одежда.
Л. приняли активное участие в гражданской войне 1918-21. Из лат. солдат и офицеров и эвакуированных рабочих сформирована Лат. стрелковая дивизия. В августе 1920 в Красной Армии служили 32 тыс. Л., из них в Лат. дивизии - 12 тыс. чел.
После образования Латвийской респ. были заключены договоры с Россией, в г. ч. о репатриации лат. переселенцев в Россию после 1 авг. 1914. В 1920-21 в Латвию возвращаются 179 тыс. беженцев; реэвакуация в осн. завершилась в 1925, последние из беженцев выехали в 1927. В 1926 в СССР оставалось 151 тыс. Л., из них в России 126 тыс., Белоруссии - 14 тыс., на Украине - 9 тыс. В осн. это переселенцы 19 - нач. 20 вв. и их потомки, часть эвакуированных рабочих, демобилизованных участников гражданской войны, реэмигранты из Европы и США. Ок. 60% составляет сел. нас., 40% - городское. В 1928 в России насчитывается 306 лат. колоний (9760 единоличных х-в), в т. ч. в Европ. части - 208 (5564 хозяйств), в Сибири и на Дальнем Востоке - 98 (4206); в Белоруссии - 58 (1890 х-в). В 1920-28 новые поселенцы создают 3 с.-х. кооператива (в Омской губ.) и 9 коммун (6 из них в Смоленской губ.). В местах компактного проживания Л. образован 31 нац. сельсовет (6 в Ленинградской обл., по 5 - в Новосибирской обл. и Красноярском кр., по 3 - в Смоленской обл. и Башкирии, 2 в Омской обл., по одному в Новгородской, Брянской, Ростовской и Амурской обл.). Во время насильств. коллективизации с. х-ва было репрессировано ок. 30% лат. колонистов. В 1935 в РСФСР существует 112 лат. колхозов (из них в Европ. части - 76, в Сибири - 36), в Белоруссии - 23, на Украине - 1. Л. составляют в них в осн. меньшинство, переходят на рус. яз.
Традиционный народный косном.
Крупнейшие гр. гор. нас. Л. в 1920-30-е гг. - в Ленинграде (17 тыс. чел.), Москве (12 тыс. чел.), городах Поволжья и Сибири - в т. ч. рабочие эвакуированных из Латвии заводов.
Среди Л. действует кооперативное просветит, об-во "Прометей", в Москве, Ленинграде, Смоленске, Горьком, Омске - латыш, нац. клубы, в Пскове, Великих Луках, Калинине - латыш, отд. при клубах нац. меньшинств. При них создаются хоры, вокальные и театральные студии, проводятся загородные экскурсии, праздники (в т. ч. Лиго), работают библиотеки. Местами сохраняются лютеранские и католич. приходы. В 1920-30-е гг. выходят газеты, книги и брошюры на латыш, и рус. яз. В 1936 завершено издание комплекта учебников для лат. школ.
В 1935 в России работало 87 латыш, школ: 66 начальных и неполных средних в селах и 5 неполных средних в Москве, Ленинграде, Пскове, Великих Луках, Смоленске, при школах в Москве и Смоленске - 2 детских дома. Тем не менее в латыш, школах обучалось ок. V3 детей школьного возраста, в Москве - до 10%, Ленинграде - 7%. В 1929 в высш. уч. заведениях обучалось 596 Л.
Действовали лат. театры - в Москве ("Скатувэ"), Ленинграде, Смоленске, Ачинске (на латг. диалекте), вокальная группа об-ва "Прометей".
Чрезмерная политизация обществ, и культурной жизни Л. в РСФСР, искусственное лишение информации о жизни соотечественников в Латвии отрица
тельно влияют на развитие языка и нац. культуры, стимулируют процесс ассимиляции, особенно молодёжи из этнически неоднородных семей, преобладающих в городах. Сохраняются отд. элементы традиц. культуры: вязание, вышивка, плетение лозы; нац. кухня - по праздникам в этнически однородных семьях, костюм - в самодеят. коллективах.
В 1936-38 Л. становятся жертвами репрессий против некоренных народов, чья этнич. территория граничит с СССР (кроме Л. - литовцев, эстонцев, финнов и др.). Ликвидированы об-во "Прометей", латыш, пр-тия, колхозы, школы, культурно-просветит. учреждения. Числ. Л. в СССР сокращается с 200 тыс. чел. (1935) до 130 тыс. чел. (1939).
С включением Латвии в состав СССР массовые репрессии распространяются на коренных жителей. 14 июня 1941 на спец. поселение в Новосибирскую обл. и Красноярский кр. депортируются 14 693 Л., в т. ч. 3225 детей, 25 марта 1949 - в Омскую, Томскую и Амурскую обл. - 40 334 чел., из них 10 590 детей.
Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 в России проживало ок. 40 тыс. Л., эвакуированных из Латвии. Из эвакуированных и российских поселенцев формируются нац. воинские соединения - 20-я, позднее 43-я гвардейская латыш, стрелковая дивизия (1941), 1-й латыш, авиационный полк (1943). В 1944-46 часть эвакуированных Л. и старых поселенцев возвращаются в Латвию. Возвращение на родину репрессированных Л. затянулось до последнего времени.
В 1970 в РСФСР проживали 59 тыс. Л., из них в городах ок. 75%. Язык и нац. культура в осн. утеряны.
В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. оживляется обществ, жизнь Л. России, укрепляются связи с Латвией. Создаются об-ва латыш, культуры. В Москве, Санкт-Петербурге, Воркуте, Инте, Омске, Томске, Новосибирске, Красноярске при них работают курсы латыш, яз. для взрослых и воскресные школы для детей, историч. клубы, коллективы нар. творчества; восстанавливаются люте
ранские приходы. В Риге в 1991 впер
вые проведена междунар. науч. конфе
ренция "Латыши в России в прошлом и
настоящем".