КАРАЧАЕВЦЫ, кърачайлыла (самоназв.). Численность в Российской Федерации св. 150,3 тыс. чел. Коренное нас. Карачая (в Карачаево-Черкесии) (более 129,4 тыс. чел.). Живут также в Ср. Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (св. 20 тыс. чел.). Говорят на карачаево-балкарском яз. Письменность на рус. графич. основе (с 1937). Верующие — мусульмане-сунниты.
Живут в сев.-зап. части горной полосы Центр. Кавказа. Имеют этнич. границу на Ю. со сванами и абхазами, на В. их разделяет гора Эльбрус от балкарцев и кабардинцев, на С. и 3. граничат с черкесами, абазинами и ногайцами.
Квартальное поселение Хуби-евых в селении Карт-Джурт.
В этногенезе К. принимали участие местные кавк. племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые — аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домонгольское время К. входили в алан, союз племен. Наиб, ранними карачаево-балкарскими памятниками ученые считают могильники 13—14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В 16—18 вв. К. оказывали сопротивление крымским ханам, имели сношения с Закавказьем (Сванетией, Мингрелией, Абхазией), Большой Кабардой, Дагестаном и Россией. Находились в зависимости от Большой Кабарды, имея аналогичную с ней социальную структуру и сходные культурно-бытовые черты. В 1828 К. окончательно вошли в состав России, расселенные компактно, они составили ч. административного округа Эльбрусский. Крестьянская реформа (1867) отменила крепостное право и рабство, создала предпосылки для развития товарно-денежных отношений, расширения и углубления соц.-экон. и культурных связей с Россией. Земельная реформа в 70-х годах, направленная на развитие землевладения, привела к отводу земель нагорной полосы частным лицам — царским чиновникам и офицерам, что привело к переселению горского населения в Турцию. После гражд. войны и установления сов. власти (1920) на К. распространились законы СССР, определившие со-циально-экон. и полит, статус К. в рамках нац.-терр. автономии: 1920 — Карачаевский округ, 1922 — Карачаево-Черкесская АО; 1926 — Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср. Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на исто-рич. родину восстановлена КарачаевоЧеркесская АО. В 1991 К. полностью реабилитированы, а автономия представлена в статусе Карачаево-Черкесской республики, входящей в состав Рос. Федерации.
Карачаевка.
Осн. традиц. занятия — отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). В сов. период горное земледелие как подсобное занятие получило дальнейшее развитие, расширился круг посевов и посадок огородных культур, овощей и плодово-ягодных кустарников, техн. культур (сах. свекла, подсолнечник, рапс). Занимались горной охотой, пчеловодством и собирательством. Традиц. система животноводства рационально сочетает содержание скота на субальпийских, альпийских и предгорных пастбищах: весенний выпас на равнинных (предгорных) землях (сер. марта — апр.); возвращение к местам зимовок, получение приплода, проведение стригальной кампании (апр. — нач. июня); содержание на летних пастбищах — джайлыкъ (кон. мая—сент.), затем на осенних (по ноябрь), затем стойлово-пастбищное содержание на зимовках — къышлыкъ (нояб.—апр.).
Квартал Байчоровых. Конец 19 в.
На летних выгонах скот находился под открытым небом, пастухи жили в легких шалашах. Зимние выгоны находились обычно в местах, защищенных от ветров — в балках, где в меловых или юрских известняках природные пещеры служили стоянками для скота и жильём для пастухов. Зимники, принадлежащие роду (фамилии), имели фундаментальные (срубные) строения — коши. Весной и осенью пользовались равнинными пастбищами, принадлежавшими кабардинцам и казачьим станицам. Мужчины по неск. лет жили на кошу, пребывая в постоянных перекочевках. Женщины и дети во время пребывания скота на летне-осенних выпасах помогали заготавливать масло, сыры, айран. У альпийских животноводов вековым опытом выработалась система содержания разл. видов скота. Практиковалось стадно-табунное содержание и самопас. Бытовала традиция коллективного труда, когда мелкие х-ва объединялись в группы, составляя общее кошевое х-во (товарищество) — къош нёгер, мал нёгер, биченчи къош. Прибегали в страдную пору сенокошения к найму артелей косарей, а для формирования стад и их выпаса к аренде земли и скота. Развито было батрачество. Развитие интов - кошевого товарищества и батрачества содействовало развитию товарного скотоводства, что в свою очередь благоприятствовало внедрению в хоз-во ка-питалистич. элементов — свободных торговцев, субарендаторов, ростовщиков и кр. скотовладельцев, организаторов сыроварения и скотобоен. К нач. 20 в. на арендных землях содержалось 2/3 всего поголовья скота, а товарность животноводч. продукции достигла 40%. Путем нар. селекции карачаев. скотоводы создали особую карачаев. породу овец, славившуюся далеко за пределами Северного Кавказа вкусовыми качествами мяса, высокой молочностью и эластичностью чёрного цвета руна. Популярны были на Кавказе волы и лошади.
Карачаевцы.
Животноводство продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы).
Эндемичной для К. является культура кефирных зерен (гыпы). Традиц. орудия труда: деревянная соха с жел. лемехом, жел. плуг, лопата, серпы типа кос и др. Ремёсла — сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, произ-во узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитье. В орнаментике прикладного иск-ва К. преобладают растительный и зооморфный мотивы.
Традиц. селения — в горах скученные, большие, разделенные на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости — уличной, прямоугольной планировки. Жилище — прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). К. располагали и сезонными поселениями — зимне-летними кошами. Интерьер жилища напоминал древнюю культуру кочевников. Жилая камера делилась на жен. и муж., почетную и непочетную части. Стены завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Над крышей торчал дымарь очага. Крыши домов земляные, сложной конструкции. Обычно к однокамерному очажному жилищу в ряд пристраивали помещения для молодых семей (отоу). Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. 19 в. появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Интерьер совр. жилища К. складывается на базе гор. атрибутики. Памятники традиц. архитектуры — дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.
Стелы на кладбище в селении Карт-Джурт.
Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня кинжал или нож, кресало и др. Летний гол. убор — войлочные шляпы, зимний — овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. На ногах ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме и ременной подошвой (чабырла), кожаные тапочки и сапоги (чурукла), особая обувь для хождения в горах. Жен. одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шелковой ткани тунико-образного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи — платье. Девушки под рубахой носили кафтанчик, по покрою повторяющий муж. бешмет, с серебряными застежками на груди. Нарядные платья, как и девичьи кафтанчики, шились обычно из бархата или плотного шёлка. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда — каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки — шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьем), поверх неё большой платок. Пожилые женщины голову заматывали платком, а на плечи накидывали шаль типа пледа. Молодые женщины повязывали голову платком. Волосы обычно заплетались в одну или две косы. Нарядный жен. костюм с поясом и нагрудником переходил по наследству, дарился в числе подарков невесте. Традиц. одежду носят теперь старики и пожилые женщины: сохраняются головные уборы (войлочная шляпа и папахи, шитые и вязаные платки), тулупы и платья в сборку.
Шоанинский храм. 11 в.
Осн. питания — мясо-молочно-растительная. Традиц. блюда — варёное и жареное мясо (прежде всего баранина, затем говядина, козлятина, птица; также дичь), вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. При убое скота сохраняются древние традиции: суставное расчленение костей, изготовление колбасных блюд из внутренностей животных (сохта и джёрме). Экзотич. раритетом служит шашлык из цельной тушки, вяленое и копченое мясо. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств — разл. варианты халвы. Важным компонентом пищи К. служат напитки: молочные — кефир и айран, праздничные — буза и пиво (сыра), повседневные — чай из кавк. рододендрона (къара шай).
Родство у К. билатеральное, ведется описательно. Брачные связи моногамны. Сохранились пережитки клановой организации (тукум). Прослеживаются черты патриархальной семьи.
Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги). Внутри общин шёл процесс имуществ. и социального расслоения. Юридич. нормы владения землей, скотом, оросит, сетью регулировались адатами.
В брак преим. вступали путем сватовства и сговора (составлялось брачное условие, где определялся размер калыма, к-рый вносился скотом, вещами, деньгами и землей). В прошлом К. имели ступенчатую сословную иерархию. Верх, слой состоял из родов (би-ев), среди которых род Крымшамхалов получил право на управление об-вом. Наиб, сильным было свободное узден-ство, делившееся на более и менее знатные тукумы. Низший слой составляли рабы и вольноотпущенники. В кон. 19 в. и особенно в сов. период сословная престижность претерпела общесоциальную интеграцию, однако социальная память сохраняет деление на былую иерархию, особенно при заключении браков.
Наиб, развитым видом нар. иск-ва, имевшим утилитарный характер, было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. К. были известны три ориг. вида техники изготовления узорных войлоков, каждый из к-рых был связан с опред. назначением вещи и специфич. для него орнаментом [войлоки со вкатанным узором, т. н. пестрый или рябой войлок (ала кийиз), к-рый использовался в домашнем быту и на кошах; войлок с аппликацией (нашитыми узорами) — тикген ала кийиз (шитый пестрый войлок), служивший для украшения интерьера жилища; выкроенный войлок (бичген кийиз), сходный по своему облику с подобного рода войлоками чеченцев, ингушей, кумыков и аварцев]. В орнаментике прикладного иск-ва К. на дереве, камне, кости, металле преобладали растит, и зооморфный мотивы, в к-рых прослеживаются кавк.-тюрк. генетические связи. Основоположником карачаев. монументальной живописи явился И. П. Крымшамхалов, среди графиков, живописцев, скульпторов, мастеров чеканки и резьбы по дереву X. Крымшамхалов, М. Чомаев, Б. Узденов, М. Абайханов и др. В нар. жизни большое значение придается этикету.
Нар. воззрения синкретично вобрали в себя традиции раннего христианства и древнетюрк. анимистич. представлений. Многочисленные нар. праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (кур-ман). В церемониях погребального обряда выделяются поминальные трапезы (аш), раздача милостыни (садака), жен. мистерии с плакальщицей, муж. сидения для соболезнований. Во всех карачаевских селениях имеются мечети, при них возобновлено обучение детей читке Корана. Служители ислама объединены в имаматство и управление духовными делами. Наряду с общекавк. танцами (лезгинка, исламей), распространены также ритуальные карачаево-балкар. танцы — голлу, сандракъ, тепе-не, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, истории., трудовые, героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Среди совр. песенников-сказителей: Касбот Кочкаров (1834—1940), Anna Джанибе-ков (1864—1934), Исмаил Семенов (1890—1981). Традиц. муз. инструменты — тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. Мифология и искусство К. донесли до нас этнокультурные традиции разл. эпох и общностей.