ДАРГИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназв.). Численность в Российской Федерации (вместе с кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Дагестане 280,4 тыс. чел. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. чел.) и Калмыкии (12,9 тыс. чел.). Общая числ. 365,0 тыс. чел. Коренное нас. Дагестана. Язык даргинский; важнейшие диалекты — акушинский, цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.
Живут в ср. части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье), в сов. время часть горных Д. переселилась на равнину (Каякентский, Хасавюртовский, Ногайский и др. р-ны). В процессе консолидации в состав Д. вошли сохраняющие значит, этнич. своеобразие кайтагцы и кубачин-цы. Соседи Д. — аварцы, лакцы, кумыки, табасараны, агулы. Ареал этногенеза Д. в 1-м тыс. до н. э. — приморская и предгорная часть Дагестана к С. от Дербента (Кайтага) до Махачкалы и ныне занимаемая Д. горная часть. Д. входили в состав Кавказской Албании, а затем союза племён гуннов и Хазарского каганата. С 7 в. упорно сопротивлялись нашествиям арабов. К 9 в. (в связи с событиями 6—7 вв.) относятся первые письм. свидетельства (Белазури, Масуди и др.) о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Д. — 15 в., в комментариях на даргинск. яз. ученого из Акуша к арабск. рукописи. Этимологию этнонима Д. нек-рые ученые связывают с расположением земель Д. в труднодоступных, «внутренних» местах (дарг — внутренний). В 14 в. Д. боролись против Тимура, к-рый, по свидетельству летописцев, разбил их, в 1742 приняли активное участие в разгроме владыки Ирана Надиршаха. В 14 в. утвердился ислам.
Развивалась наука (в рамках араб, науки и богословия): энциклопедист Дамадан Мугинский (ум. 1708), автор грамматич. трактатов Дауд Эфенди Усишинский (ум. 1767) и др. С
16 в. развиваются русско-дагестанские связи. К нач. 19 в. на терр. Д. находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. В 1813 по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном Д. в составе Дагестана вошли в состав России. Д. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. Аул Цудахар был взят рус. войсками штурмом лишь после того, как артиллерия разрушила его до основания. В 1860 на терр. Д. был образован Даргинский округ; часть селений вошла в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов. В годы революции и гражд. войны усилилось нац. движение. Д. первыми в Дагестане выступили против А. И. Деникина. С 1921 Д. в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). В сов. время сформировался лит. язык на осн. акушинского диалекта. До 1928 пользовались общедагест. системой письма на араб, графич. основе (аджам), в 1928—38 письменность на лат., с 1938 — на рус. графич. основе.
С 16 в. с прекращением давления кочевников, как и почти во всём Дагестане, складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (кр. рог. скот); 2) среднегор-ный — пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие. Сел.-хоз. орудия: в предгорье отвальный плуг с жел. лемехом, в горах рало (горский плуг), полукруглые серпы, двухпозиционные и одноручные (женские) косы, молотильные доски с кремневыми вкладышами. Развиты, особенно в горных, р-нах, дом. промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиб, известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, с.-х. орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со 2-й пол. 19 в. стали внедряться элементы капиталистам, отношений. Современное хозяйство Д. базируется на традиционных занятиях, преобразованных на основе широкого использования средств механизации. В равнинной и предгорной части развиваются зерновое земледелие, садоводство, виноградарство, стационарное скотоводство, в горной и высокогорной — скотоводство, садоводство, отчасти зерновое земледелие. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась нац. интеллигенция, появились даргинск. писатели, поэты, учёные. Широко известны даргинские ученые, деятели культуры: юрист, этнограф Б. Далгат, революционер, историк А. Тахо-Годи, физик X. И. Амирханов и др.; традиции классиков даргинской поэзии 19 в. — О. Батырая, М. Ахмеда, С. Курбана продолжают писатели и поэты Р. Нуров, А. Абу-Бакар, Р. Рашидов и др.
Традиционное жилище.
Основу социальной организации Д. составляла сел. община — джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ, независимые или частично зависимые от знати. Союзы могли объединяться в конфедерации. Большая часть Д. входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Жизнь общины регулировалась нормами адата (наиболее известен кодекс Рустем-хана, кайтагского уцмия 17 в.) и шариата.
Преобладающая форма семьи — малая, однако ещё в нач. 20 в. встречались также большесемейные организации в форме неразделенных семей. Семьи входили в тухум — патрилиней-ную группу семей, ведущих происхождение от одного предка. Родство обозначалось до 12-го колена. В настоящее время тухумы потеряли свою былую роль в обществ, и семейной жизни. В последние годы наблюдается усиление нац. движения, появились нац. орг-ции, об-ва, крупнейшее — «Цадеси» («Единство»), ставящее цели нац.-культурного развития.
Традиционная одежда.
Свадебная обрядность — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Обряды приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в общую семейную комнату, первый выход за водой к сельскому роднику, возвращение домой, снятие запретов, связанных с избеганием. В воспитании детей большое место занимало приучение с малых лет к занятиям взрослых: будущий воин и будущая хозяйка-нать. Отмечалось совершеннолетие: оношу опоясывали кинжалом, девушка 1адевала хранимое в сундуке «взрослое» украшение бабушки.
В материальной культуре преобладают общедагест. черты. Высокое разви-ие получили зодчество (башни, дома-крепости, мечети, мосты, природниковые сооружения), резьба по камню и дереву. Поселения вертикальной скло-ювой, кучевой, нередко террасообразной компактно-уличной планировки, ключают аулы, отселки, хутора. В редгорье и особенно на равнине расселение более свободное, компактно-личное, с проходом для повозки к аждому дому. В сов. время в аулах оявились крупные обществ, здания, южилась квартально-уличная структура.
Древнейшее жилище Д. однокамерные с очагом посередине. Развитие роисходило путем роста этажности, эобления камеры, присоединения звых построек. Преобладали лоджий двухрядный (преим. предгорный и рный) и верандный (горнодолинный) шы. Наиб, распространено двухэтажные (многоэтажное в высокогорье, стами в предгорье одноэтажное) менное закрытое жилище с плоской крышей, с расположением двора и хоз. 1строек под жильем. В сов. время тип планировка в основном сохраняются, дома большего размера, с множе-вом помещений, двускатной шифер-й или железной кровлей, имеют огороды.
Поставец с ложками и черпаком.
Градиц. муж. одежда: штаны, рубаха, шмет, черкеска, бурка, овчинные шубы — накидки и приталенные, овчин-е папахи, кожаная обувь; женская — атьерубаха, штаны (широкие), местами платье-архалук, разл. бы, кожаная и войлочная обувь, ювные уборы — чухта, покрывала, зедко отделанные вышивками и сере-шыми украшениями. В настоящее :мя традиц. одежда сохраняется ди пожилых людей и во время нек-к обрядов. Осн. пищевые продук-— зерно, молочно-мясные продукты, овощи, фрукты, зелень, ягоды. Наиб, пространенные блюда — хинкал, а же супы, пироги и вареники с разнообразными начинками (мясо, творог, зелень, лук, требуха, яйца, тыква, картофель, птица, курага, каши и др.); хлеб — дрожжевой и пресный. В сов. время увеличилось потребление овощей, консервантов, фабричных пищевых изделий, блюд рус. и европ. кухни.
Селение Чирах.
Нар. праздники и обряды: первой борозды (наиб, важный), Нового года (с персонификацией зимы и лета и их диалогом-спором), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, начала весенних работ в виноградниках, выгона скота на пастбище, благодарения пашне, поклонения священным рощам и деревьям. Богат фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, мифологич. сюжеты, героич. песни, баллады, лирика и др.). Сохранились доисламские представления, отразившиеся в сел.-хоз. календаре и обрядности, бытовых и семейных обрядах, магии. Пове-денч. стереотипы в осн. общедагестанские.