АДЫГИ, А д ы г э (самоназв.), а з ы х у (абх.), к а ш а г (сванск.), касаг (осетин.), черкесли (нарачаевск.), ч е р к е з и (груз.), ш е р к е ш (ногайск)., ч е р к а з о (чеченск.), этническая общность, которая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Числ. в России — 559,7 тыс. чел.: адыгейцы — 122,9 тыс. чел., кабардинцы — 386,1 тыс. чел., черкесы — 50,8 тыс. чел. (1989). Осн. часть адыгейцев расселена в Адыгее (95,4 тыс. чел.), кабардинцев — в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), черкесов — в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.). Живут также во многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают также абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. Кавказа, — в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15 тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 млн. чел. Языки — адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие — мусульмане-сунниты.
Древняя история А. и их формирование как этноса связаны с р-нами Вост. Причерноморья и Закубанья. Нижний хронологич. рубеж процесса этногенеза А. уходит в глубочайшую древность и, возможно, связан с постепенным движением носителей абхазо-адыг. языков из Передней Азии. В 1-м тыс. до н. э. древ-неадыг. племена уже фиксируются в Вост. Причерноморье. Сам процесс формирования древнеадыг. этноса охватывал в осн. кон. 1-го тыс. до н. э. — сер. 1-го тыс. н. э. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в т. ч. торетов, синдов) и др., населявшие в античное время Сев.-Зап. Кавказ, значит, часть Вост. Причерноморья, Приазовья и Прикубанья. В языковом отношении разл. авторы относят их к А., иранцам, фракийцам и др. На рубеже н. э. на Сев. Кавказе появляются ираноязычные аланы. Древнеадыг. племена к этому времени занимали терр. на Ю.-В. от совр. Новороссийска по побережью Черного м. и в горах вплоть до совр. Сочи, где начиналась обл. расселения убыхов, близкородственных А. и абхазам. На этой терр. формировалось ядро древнеадыг. этноса, объединившего прежде всего племена зихов и ахеев. В первых веках н. э. терр. расселения зихов, видимо, ассимилировавших ряд др. племен (керкеты, ахеи, готы-евдусиане и др.), постепенно расширялась. Нашествие гуннов в 4 в. коренным образом изменило этнич. облик Сев.-Зап. Кавказа, не затронув лишь горные р-ны. Началось наступление тюрко-язычных народов — болгар, савиров, авар, гузов (огузов), кыпчаков и др. в Прикубанье и Приазовье. Возможно, в этом процессе участвовали и угры. Тяжелые жизненные условия в гористых р-нах Вост. Причерноморья обусловили большую миграц. подвижность А. В 8—10 вв. А. (касоги рус. летописей) уже занимали земли в Прикубанье.
Константин Багрянородный (10 в.) называет местности Касахию в Прикубанье и Зихию в Вост. Причерноморье. В 7—10 вв. А. соседствовали с Хазарским каганатом. На Тамани А. — касоги жили рядом с Тмутараканским кн-вом. Известен ряд воен. походов (965, 1022) рус. князей на касогов. В 1-й пол. 13 в. (походы 1222—24, 1237) А. были разгромлены монголами, в кон. 14 в. — Тимуром. Завоевания повлекли огромные демографич. изменения, опустошение равнинно-предгорных р-нов. Нас. сконцентрировалось гл. обр. в горных ущельях, что обусловило вые. плотность нас. и малоземелье горцев. В результате монгольских походов этнич. терр. А. сократилась, гл. обр. за счет Прикубанья. В 13—14 вв. обособились кабардинцы, продвижение к-рых на В. началось еще раньше. Теперь они продвинулись в басе. Терека на земли, освободившиеся после ухода аланов. С распадом Золотой Орды кабардинцы продвинулись еще далее на В. в низовья Сунжи, где их поселения находились почти до кон. 18 в. В 16 в. важным центром рус.-адыг. (гл. обр. с кабардинцами) отношений стал Терский город (Тёрки), построенный русскими в 1588 в устье Терека. В 16—17 вв. часть феод, верхушки Кабарды ориентировалась на Рус. гос-во, присягала царю. Зап.-адыг. племена также установили связи с Москвой: в 1555 жанеевцы участвовали в адыг. посольстве в Москву. В 16—18 вв. терр. расселения А. являлась ареной многочисл. междоусобиц и войн, в к-рых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, дагест. владетели. По Ясскому мирному договору 1792 между Россией и Турцией границей Рос. империи на Сев.-Зап. Кавказе стала Кубань.
Обл. расселения А. (Черкесия) охватывала земли от Тамани на 3. до вост. побережья Каспия на В. Самые вост. поселения кабардинцев находились в низовьях Сунжи, на Кумыкской равнине (б. ч. вост. земель использовалась ими как хоз. угодья, гл. обр. под пастбища, а не для постоянного жительства). На сев. склонах Большого Кавказа этнич. терр. А. включала в осн. земли в басе. Кубани и по Вост. Причерноморью на С.-З. от совр. Сочи. Сев. граница проходила по левому берегу Кубани. Правый ее берег использовался А. под пашни и пастбища. На Ю.-В. А. граничили с убыхами и абазинами. Наиб, существ, изменения этнич. терр. А. произошли на 3., когда в кон. 18 в. в Прикубанье были расселены казаки (выходцы из Запорожья).
Зап. А. делились на множество локальных групп, в литературе 19 в. известных как «племена». С запада на восток это жанеевцы, шефаки (шегаки, хегаки), натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы, егерухаевцы, адамиевцы, мамхеги, мохо-ши, бесленеевцы. Иногда выделялись группы хакучи, гуайе, чёбсины и др. Этнокультурные и языковые особенности их не были значительны. Нек-рые из этих групп в результате войн, эпидемий, междоусобиц, процессов ассимиляции численно уменьшились, изменили область расселения и утеряли политич. значение (жанеевцы, хатукаевцы), другие (абадзехи, шапсуги, натухайцы), политич. роль к-рых в борьбе «демокра-тич.» и «аристократич.» «племен», а также в период Кавказской войны усилилась, численно выросли и расширили обл. обитания. Третьи — небольшие группы (адамиевцы, егерукаевцы), к-рые были зависимы от таких круп, групп, как темиргоевцы, бжедуги, ассимилировались последними. Жанеевцы жили в двух политически независимых друг от друга и территориально разобщенных округах. Округ Большая Жана (до 500 домов в сер. 17 в.) находился к С.-З. от совр. Туапсе. По юго-вост. границе его расселялась абаза, с к-рой жанеевцы имели постоянные воен. столкновения. Округ Малая Жана располагался на сев. склонах Кавказского хребта по левым притокам Кубани (Абин, Иль, Абурган и др.). Уже к кон. 18 в. терр. расселения жанеевцев значительно сократилась. Небольшие группы их жили по левому берегу Кубани, а также на Каракубанском о-ве вблизи её устья.
Именно эта группа еще сохраняла племенное назв. жане, тогда как ост. жанеевцы слились с др. А., прежде всего с натухайцами и шапсугами. Основу круп, «демократич.» группы абадзехов составили абазинские племена, населявшие Черноморское побережье Кавказа. Начиная с 14 в. они постоянно группами переселялись на сев. склоны Кавказского хребта. В нач. 19 в. абадзехи занимали высокогорные области по р. Белой, нижнее течение к-рой населяли темиргоевцы, а также земли по притокам Белой — pp. Курджипс, Пшеха, Супе, где граничили с шапсугами. Часть последних жила по Черноморскому побережью. По приблизит, данным, в 1-м десятилетии 19 в. абадзехи населяли ок. 1700 усадеб, каждая из к-рых в среднем состояла из 15 дворов родственных семей. Абадзехи жили довольно рассре-доточенно, за исключением долины Псекупса и р. Пшехи, в верховьях к-рой, в горах, находилась поляна Губи, считавшаяся их прародиной. Абадзехи, как и др. группы А., отличались большой подвижностью.
После уборки урожая они оставляли свои жилища по pp. Белой и Курджипсу и уходили на зиму в горные леса, откуда весной спускались на более открытые места. Круп, «демократич.» подразделение А. — шапсуги населяли как сев., так и юж. склоны Кавказского хребта. На побережье шапсуги занимали земли от Анапы до р. Шахе, где граничили с натухайцами. На сев. склонах их насчитывалось более 22 тыс. дворов —- по pp. Абин, Афипс, Бакан и др. По обоим склонам Кавказского хребта жила «демократич.» группа нату-хайцев. Терр. расселения абадзехов, шапсугов и натухайцев менялась. Во 2-й пол. 18 в. в результате обострения классовой борьбы дворянство «демо-кратич.» племен потерпело поражение, ряд групп А. вынужден был переселиться на земли «аристократических» или в др. места. Группы адыг. дворян, со своими подданными бежавшие из «де-мократич.» племен, стали выходить к р. Кубань, где под прикрытием кордонов царских войск образовались т. н. мирные черкесские поселения.
В 18 — 1-й пол. 19 в. для зап. А. характерны интенсивные миграции зависимых крестьян, уходивших из «аристо-кратич.» групп в «демократические». И наоборот, из последних в «аристократические» переселялись представители социальной верхушки. Только за 1830 от бжедугов-хамышеевцев («аристокра-тич.» племя) к шапсугам и абадзехам переселилось 1200 крест, дворов. Некрое число хамышеевцев было взято шапсугами и абадзехами в плен. Т. о., в 1830-е гг. численность хамышеевцев сократилась более чем в 2 раза, тогда как число жителей в Шапсугии и Абадзехии возросло.
Образование группы А., известной в наст, время под назв. черкесы, связано в осн. с событиями 1-й трети 19 в., прежде всего восстаниями в Кабарде 1804, 1813, 1822, вызвавшими значит, отлив кабардинцев в Закубанье. Переселялись в осн. княжеские и узденские (дворянские) семьи со своими крепостными. Начиная с 1804 в Закубанье образуется группа адыг. (кабардинского) нас., известная в литературе как «беглые» кабардинцы, в сов. период получившая официальное наименование черкесы. Первоначально поселения этих кабардинцев располагались высоко в горах по Большому и Малому Зеленчукам и Урупу.
Вост. предел области расселения А. составляли кабардинцы. Значит, подвижность их поселений нередко существенно и в короткие сроки изменяла ареал их обитания. В 1-й пол. 16 в. кабардинцы занимали р-ны Пятигорья (Бештау) и др. земли на 3. от ср. течения Терека, а в кон. 16 в. появляются на правобережье Терека, занимают выходы из осетинских и ингушских ущелий. Возникают кабардинские поселения по р. Сунже. В 16—17 вв. Кабарда разделялась на две большие обл. — Большую и Малую Кабарду. Терр. последней с С. ограничивалась правобережьем Терека, с В. — левым берегом Сунжи, с Ю. — р. Кумбелей, с 3. — р. Лескен. Большая Кабарда занимала терр. от урочища Бештау по обоим берегам Кумы, вверх до урочища Бургу-сант примерно на протяжении 150 верст, включая земли по правым притокам Терека — Малке, Баксану, Чегему, Нальчику, Череку и частично по Тереку. Более точное определение этнич. территории кабардинцев затруднено в силу постоянных перемещений их поселений, часто на большие расстояния (в результате сложной внешнеполитич. обстановки, княжеских междоусобиц и т. д.). Большие площади незанятых земель, в частности вниз по течению Терека от урочища Моздок, нередко использовались в качестве пастбищ и под пахоту.
Кавказская война (1817—1864) и последовавшие за ней реформы во многом изменили этнич. и демографич. ситуацию. Еще до окончания Кавказской войны царская администрация на Сев.-Зап. Кавказе начала переселение А.—горцев на равнину. Вдоль левого берега Кубани были поселены бжедуги, хатукаевцы, адамиевцы; их поселения были укрупнены. В 1849 за р. Лабу ушли бесленеевцы, темиргоевцы, егерукаевцы, хатукаевцы. Обратно возвратились лишь темиргоевцы и частично хатукаевцы. Осн. изменения в этнич. ситуацию мн. р-нов Сев. Кавказа внесло махад-жирство — переселение горцев в Османскую империю. Отд. переселения имели место еще в 1840—1850-х гг. С разной силой интенсивности этот процесс продолжался до 1-й мир. войны. Непосредств. причиной махаджирства послужил отказ зап. А. переселиться из горных селений на равнину в места, определенные царской администрацией. В случае отказа А. предлагалось уйти в Турцию, давшую согласие принять горцев. В 1860—61 в Турцию ушли 10,3 тыс. кабардинцев, в осн. представители феодальной верхушки с семьями и крепостными.
В 1861—63 переселились ок. 4 тыс. натухайцев, до 2 тыс. семей темиргоевцев, до 600 семей бесленеевцев, ок. 300 семей бжедугов-черченеев-цев. К 1864 переселилось все абадзехское нас. между верховьями Псекупса и Пшиша. Продолжали переселяться натухайцы и шапсуги. Всего с Зап. Кавказа (по офиц. данным) только за 1863—64 в Турцию ушли 312 тыс. горцев. Тяжёлое положение переселенцев способствовало возникновению движения за возвращение на родину. В 1861 ок. 4,5 тыс. А. вернулись на Кавказ. К 1865 относится проведение переселенческой реформы в Кабарде, в результате к-рой из 1 16 мелких селений было образовано 39 крупных, в т. ч. 30 (5969 дворов) в Большой Кабарде. К 1866 в осн. было завершено расселение зап. А. вдоль левого берега Кубани. Здесь, между устьями Адагума и Лабы, возникли укрупненные, «многоплеменные» адыг. поселения, имевшие нередко по 2—3 тыс. жителей. К кон. 60-х гг. опустела горная полоса Черкесии, предгорья к-рой были заселены казаками. После ухода горцев в Турцию опустели земли по Черноморскому побережью Кавказа почти до р. Бзыби и далее в Абхазии. В эти р-ны пр-во селило русских, украинцев, армян, греков, эстонцев и др. народы. С кон. 1860-х гг. здесь начинают вновь поселяться А., в основном шапсуги.
К 1917 зап. А. входили в Майкопский и Екатеринодарский отделы Кубанской обл., причерноморские шапсуги — в Черноморскую губ., кабардинцы — в Нальчикский округ Терской обл., черкесы — в Баталпашинский и Лабинский отделы Кубанской обл. После установления на Сев. Кавказе сов. власти 20 янв. 1921 была образована Горская Авт. Сов. Социалиетич. Респ. в составе РСФСР. 1 сент. 1921 из её Кабардинского округа была образована Кабардинская АО, 16 янв. 1922 в результате выделения Балкарского округа — Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразованная в авт. респ., 12 янв. 1922 была образована Карачаево-Черкесская АО. Нац. автономию получили также адыгейцы, входившие в Кубано-Черноморскую обл. 27 июля 1922 из Краснодарского и Майкопского отделов Кубано-Черноморской обл. была выделена территория, населенная адыгейцами, и образована Адыгейская (Черкесская) АО. В 1991 были провозглашены Респ. Адыгея, Карачаево-Черкесская Респ., Кабардино-Балкарская Респ. Часть историч. терр. А. на побережье — от Туапсе до Сочи, где проживали шапсуги, не вошла в состав Адыгейской АО (ныне в Лазаревском и Туапсинском р-нах Краснодарского края). В 1924 здесь был создан Шапсугский нац. р-н, существовавший до мая 1945. В наст, время адыгейская общественность выступает за создание шапсугской автономии.
Зап. А. в прошлом не имели своей государственности. Во главе Кабарды в 16—18 вв. стоял князь, носивший титул уалиипши, т. е. начальный, старший, формально его утверждал хаса — высший совет князей и дворян.
А. имели во многом общую социальную структуру. Западные А. разделялись на «аристократические» (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) и «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) «племена». Первые имели князей (пши) и дворян (уорки), владевших крепостными крестьянами (пшитли) и использовавшимися в дом. х-ве рабами, гл. обр. из военнопленных (унауты). «Демократич.» А. князей и круп, феодалов не имели и в 18—19 вв. управлялись выборными старшинами. Осн. часть адыг. нас. составляли свободные общинники (тфокотли, вольные земледельцы). В Кабарде во главе иерархии стояли пши (князья), их вассалами были дворяне — тлякотле-ши и дыжинуга, ниже стояли уорки, часть которых составляла дружину князя.
Согласно обычному праву, дворянин мог уйти от князя со своими подданными. Категории крестьянства: тлхукотлы — лично свободные общинники, азаты — бывшие крепостные, отпущенные на волю, крепостные (пшитли), делившиеся на огов и лагунапытов, рабы-унауты. В 19 — нач. 20 вв. в адыг. об-ве сохранялись мн. нормы обычного права — обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусственного родства (молочное усыновление, побратимство). В обществ, и семейном быту, помимо норм обычного права (адат), действовали нормы мусульм. права (шариат). Образ жизни привилегированных сословий А. резко отличался от жизни простого народа. Значит, часть времени князья и дворяне проводили в воен. походах, охоте, состязаниях в стрельбе из лука, верховой езде. С раннего возраста детей учили военному искусству, этикету, ловко и красиво держаться в седле (уорк хабзэ).
А. до наст, времени во многом сохранили единую традиц. культуру. Различия в культуре жизнеобеспечения (гл. обр. в характере х-ва, поселений, жилища) определяются в осн. природно-кли-матич. условиями, вертикальной зональностью. В прошлом социальные различия прежде всего сказывались в одежде, её цветовой гамме (только дворяне в Кабарде могли носить одежду и обувь красного цвета), покрое (напр., удлиненные рукава женского платья, жен. обувь на высоких подставках, кожаный корсет, надевавшийся на девочку в 11—12 лет, к-рый жених в брачную ночь разрезал кинжалом). Стабильна была система питания. Сохранилась общность духовной культуры А.: пантеон божеств, мн. традиции обществ, быта (напр., творчество певцов-импровизаторов джегуак!уэ), традиц. представления (напр., идеал жен. красоты — тонкая талия, плоская грудь).
А. четко осознают свое историч. единство. В последние годы благодаря росту нац. самосознания, развитию адыг. нац. движения, установлению тесных связей с адыг. диаспорой все большую популярность получают идеи общеадыг. единства.