АБАЗИНЫ, А б а з а (самоназв.). Численность в Российской Федерации 33,0 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. чел. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.). Общая числ. ок. 44 тыс. чел. Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтнич. группам): тапантский (лежит в осн. лит. яз.) и ашхарский. Распространен кабардино-черкесский яз. Письменность на рус. графич. основе. Верующие — мусульмане-сунниты.
А. — коренные жители Кавказа; до 14 в. жили на сев.-зап. побережье Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью. В 14—17 вв. переселились на сев. склон Главного Кавказского хребта, занимая верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. С нач. 17 в. к А. проникал ислам, но еще в сер. 19 в., особ, у А. ашхарской группы, сохранялись значит, пережитки христианства и языч. верований. В 1-й пол. 19 в. терр. Карачаево-Черкесии присоединена к России. В кон. 40-х — 50-е гг. 19 в. А. еще не имели четкой этнической терр. Аулы А. — тапанта локализовались преим. по рекам Кубани, Куме и ее притоку Подкумку, Малке, в пределах Кабарды, а также по Большому и Малому Зеленчукам. В 1856—1857 в пределах Кавказской кордонной линии на Кубани располагались 7 аулов А. — тапантовцев (в т. ч. Дударуковский, Лоова, Бибердова), по Куме и Подкумку — аулы Трамова, Джантимирова, Цымпова, Лоова и Абукова. Аулы А. — ашхарцев размещались в верховьях Урупа — левого притока Кубани, Большой и Малой Лабы, Большого Зеленчука и их притоков — Андрюка, Ходза, Губса, Кяфара. После Кавказской войны 1817—64 началось переселение А. в Турцию. По неполным офиц. данным, в 1859—66 в Турцию ушли ок. 30000, по др. источникам — 45000 А. В пределах Кубанской обл. к 1883 оставалось менее 10 тыс. А. В 1860-е гг. пр-вом было осуществлено переселение жителей гор на равнину, при этом искусственно создавались укрупненные аулы. Письменность создана в 1932—33 на осн. лат. графики, в 1938 переведена на рус. графич. основу.
В 19—нач. 20 вв. А. вели комплексное хозяйство, в к-ром сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину гл. отраслью было отгонное скотоводство (гл. обр. мелк., а также круп, рогатый скот, лошади). Коневодство считалось наиб, почетным занятием и было в осн. сосредоточено в руках знати. Было развито птицеводство.
Во 2-й пол. 19 в. земледелие стало преобладающей отраслью х-ва. С нач. 19 в. практиковалась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (просо, ячмень, кукуруза), с 60 — 70-х гг. осн. системой земледелия стала залежная. Стали применять передковый плуг, конструктивно схожий с адыгским, в него впрягали до четырех пар волов. Использовали также ручные орудия: приспособление для боронования вспаханного поля, мотыги разных размеров, косы, серпы. Для своевременной вспашки и сева объединялись в артели (общества), как правило, из представителей одной фамильной группы, позже из представителей разных кварталов. Начало и конец пахоты отмечали торжественно, всем населением.
Древним занятием было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутр. и внеш. рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков — гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня — мужским делом.
За годы советской власти в традиц. жизни А. произошли существ, изменения. Развивалось многоотраслевое специализированное сел. х-во: земледелие (зерновые, кормовые культуры, садоводство, овощеводство), животноводство, пром-сть.
В 1-й пол. 19 в. каждое локальное подразделение А. состояло из ряда самостоят, соседских общин (кыт, или джьамагIат). Функционировали общинный сход (кытайзъара) и выборный совет старейшин (ахIбачва рхьаса), в к-рый входило от 10—12 до 13—14 чл. Сохранялись внутриобщинные кровнородственные связи — большесемейные общины тгIачваду и патронимии ткъвым. В пореформенное время началось интенсивное разложение сельской общины, хотя аульный сход и совет старейшин продолжали существовать. В ходе судебной реформы в 1865 были введены горские суды из председателя, депутатов и кадия, избиравшихся жителями аулов; судопроизводство в них велось по нормам адата (депутатами) и шариата (кадием). В 1868 были открыты аульские суды. Расширялась сфера применения шариата и рус. законодательства. В то же время сохранялись нек-рые традиц. судебные институты, напр, суд посредников, соприсяжничество.
В 19 в. у А. существовали две формы семьи: малая, из одного-двух, иногда трех поколений, и большая, включавшая две и более брачных пары и состоявшая из трех и более поколений (во 2-й пол. 19 в. от 7 до 20 чел.). Длительное сохранение большесемейной общины определялось условиями ведения х-ва. Каждая брачная пара занимала отд. дом на общей усадьбе. Небольшая семейная община жила в общем доме (атыдзду, «большой дом»), в к-ром за каждой парой закреплялась отд. комната. Господствовала моногамия. В пореформенное время процесс распада больших семей ускорился. Глава большой семьи — муж и отец (аба), после его смерти — старший из братьев (аща) или старший сын (ащаду). Существовала строгая половозрастная иерархия: все члены семьи подчинялись её главе, младшие — старшим, женщины — мужчинам. Традиц. почитание старших почти исключало кр. конфликты между отцом и детьми. Среди женщин старшей в доме была мать семейства, а после её смерти — жена старшего брата. Внутрисемейный быт складывался на основе вековых патриарх, традиций.
Традиц. аулы свободной планировки располагались по берегам больших рек и ручьев, делились на кварталы, носившие патронимич. характер, жилища ориентированы на юг. Селения тапанта, находившиеся в равнинной местности, были скученного типа. Селения ашхарцев, живших высоко в горах, гнездового типа, состояли из отд. заселенных родственниками хуторов, разбросанных на значит. терр. У всех А. селения были огорожены крепким забором с одними воротами. После переселения все абазинские аулы скученного типа, внеш. ограда исчезла.
Древнейшее жилище А. — круглое в плане, плетёное; глубокие традиции имело также стр-во прямоугольных в плане одно- и многокамерных домов из плетня. Гл. комната, занимавшая центр, место, была одновременно кухней и спальней хозяев, в ней находился очаг. В кон. 19 в. стал применяться саман. После переселения под влиянием новых социально-экономич. условий, контактов с рус. нас. появились кирпичные и рубленые деревянные дома под железной или черепичной крышей с деревянными полами и потолком, обогревавшиеся пристенными печами. Обстановка состояла преим. из деревянных предметов. В богатых домах были ковры, серебряная и металлич. посуда и пр. Независимо от достатка хозяина, каждая семья на терр. усадьбы строила отд. домик для гостей — кунацкую. В наст, время их не строят, но в доме всегда есть отд. комната для гостей.
В 19 в. абазинская усадьба включала один или неск. (большой — главы семьи и однокомнатные для женатых сыновей) жилых домов, ориентированных на юг, и, в отдалении от них, комплекс хоз. построек: закрытый со всех сторон навес для круп, рогатого скота, открытый загон с отгороженным местом для молодняка, плетеные амбары и клети для хранения зерна и кукурузы, летнюю кухню, конюшню, курятник, гумно, два отхожих места (для мужчин и женщин). Традиц. одежда А. общекавк. типа. Комплекс муж. одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи, оружия — кинжала в серебряной оправе, пистолета. Жен. костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья.
Девочки с 12—14 лет носили спец. корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой, зернью. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы — платки, шапочки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Совр. одежда А. европ. типа, элементы традиц. костюма встречаются только в одежде стариков.
Основу традиц. кухни составляют растит, (пшено, кукурузная мука, фасоль), молочные и мясные (вареные и жареные) продукты. Излюбленное блюдо — белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями (кIвтIжьдзырдза). Пили слабоалкогольный напиток (буза).
Важное место занимали обряды и обычаи, связанные с годичным циклом: праздники начала и окончания пахоты и сева (нып), новогодние гулянья — колядки, пятничные хождения во время поста (къдитын). Выдающееся место в фольклоре А. занимает героический нартовский эпос. Сохраняются волшебные, соц.-бытовые, авантюрные сказки, сказки о животных. Сохранились ист., трудовые, героич., лирич. песни. Широко представлен детский фольклор.